Почему мама меня обижает?

Вопрос психологу:
На протяжении уже долгого времени мы с мамой конфликтуем. Как только я начинаю встречаться с молодым человеком у нас происходят конфликты. Я с ней пытаюсь делиться своими переживаниями, ощущениями моментами, но потом я понимаю, что делаю это зря, так как она вспоминает все это и возвращает мне обратно в отрицательной форме. У меня сейчас серьезные отношения с молодым человеком, но я не могу ощущать себя счастливо, так как мама влезает в отношения. Он ей не нравится, как в принципе и все мои бывшие молодые люди. Она говорит, что это не мой человек и что он жадный и я с ним буду ходить голой, ничего мне покупать не будет. Говорит часто нехорошие вещи про него и я чувствую, что она не хочет, чтобы я с ним встречалась. Плюс к этому она меня оскорбляет, называет тупой, дурой, говорит, что я собачка своего молодого человека, потому что выполняю все его желания. Говорит, что я не умею думать и что зря она меня не отправила в детстве в специальную школу. Не ценит мои начинания, не слышит и не поддерживает. Когда ей говорю, что не надо лезть в мои отношения не слышит. Когда она оскорбляет меня и пытается сказать нелестные слова про моего молодого человека я начинаю защищаться и кричать, потому что меня не слышат. Потом мама говорит, что я научилась орать от молодого человека, что ничему хорошему он меня не научил. Мне очень больно от её слов в первую очередь в мой адрес. Эти оскорбления приводят к тому, что я хочу сбежать куда-нибудь. Бывает, что я ухожу из дома прогуливаться, потому что мне очень плохо дома. Часто плачу и мне грустно. Чувствую себя несчастной. Я не знаю что мне делать. Меня не слышат, не хотят выслушивать мои проблемы, мне не с кем поделиться проблемой и чтобы мне помогли, выслушали. У меня нет самого близкого человека-мамы. Она меня не ценит и сравнивает с другими. Я чувствую, что пропадаю. Помогите мне пожалуйста. Я потерялась...
Автор вопроса: Маргарита Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Желудок Александра Андреевна.
Здравствуйте, Маргарита! Ситуации, где самые близкие становятся чужими, никого никогда не оставляют равнодушными и хладнокровными. Особенно, если дело касается взаимоотношений с мамой и ребенком. Любые разногласия и ссоры в диаде "мама-дитя" вызывают негативные переживания практически в любом возрасте. Разница лишь в восприятии - в 5 лет мама очень важна и авторитетна для нас, без неё мы не можем справиться и выжить в столь юном возрасте (а если и выживаем, то с большими трудностями и потерями); в 23 года мама для нас - отдельный взрослый самостоятельный человек, который больше (по идее) не определяет нашу дальнейшую судьбу. Если, конечно, процесс эмансипации (отделения) прошел успешно.
У вас, как мне видится, остались еще детские сценарии поведения и мыслей, где мама может манипулировать вами, вызывать чувство вины и решать, что, как и с кем вы чувствуете. Подумайте - зачем вы ставите так высоко мнение своей мамы, если объективно понимаете, что она не права (или же вы все-таки внутренне с ней согласны?)? Зачем вы всерьез воспринимаете то, что она говорит о вас и вашей жизни?
Важно уточнить, что вашу маму сейчас винить, ломать и лепить из неё другое не имеет смысла - она сформировавшийся взрослый человек, и вряд ли что-то заставит её поменяться без её желания. Для неё такое поведение естественно, как я поняла, и вырабатывалось оно не один день. Что ВЫ можете сделать для того, чтобы облегчить свою жизнь, при этом не ругаясь каждый раз с матерью? Прикиньте и распишите для себя несколько вариантов и их последствия.
Отвечая на конкретный вопрос "почему меня мама обижает?" сразу хочется задать несколько встречных:
- Кто и как обижал маму в отношениях с родителями? Какие у неё отношения со своей мамой (вашей бабушкой)? Возможно, она повторяет поведение и сценарий из своей жизни.
- Кто входит в состав вашей семьи еще (и входит ли?)? Возможно, мама боится остаться одна и потому старательно отгораживает вас от любых отношений, ведь вы можете уйти.
- Скорее всего, есть проблемы с самооценкой, т.к. она, сравнивая вас с другими, пытается вас стимулировать к доказательству того, что "моя дочь не хуже! посмотрите!". Или транслирует через такие сравнения свои детские комплексы про то, что "я хуже других" (в целом, это об одном и том же)
- Разговаривала ли она по душам со своей мамой в детстве? Мне кажется, маловероятно. Потому для неё такая форма взаимоотношений с ребенком, скорее всего, непривычна...и т.д.
Я думаю, узнав истинные причины такого поведения, вам будет проще простить свою маму за её несовершенства. Это ни в коем случае не оправдание, нет, и это не значит, что вы не можете испытывать дискомфорт от общения с мамой. Но, как бы это банально не звучало, мамы другой не будет, и для сохранения своего психологического здоровья стоит принять её как есть. Поверьте, счастливые люди никогда не обижают остальных; им это не нужно. А ваша мама, судя по всему, далеко не счастлива.
По-хорошему, ваше отделение от мамы стоило бы завершить. Начав хотя бы с территориального: переезжайте в другое место от мамы (к парню, на съемную квартиру или комнату); определите для неё и себя дни визитов, звонков в комфортном для вас режиме. Помните - если вам неприятно и плохо от общения с мамой, вы имеете право обозначить личные границы и условия, при которых вам будет хотя бы терпимо.
Конечно, одного ответа на ваше письмо тут будет явно недостаточно. Вам необходима помощь, терапия психолога для достижения каких-либо результатов. Что я вам и порекомендую.
Из литературы сразу вспомнилась книга "Замок из стекла". Там очень хорошо описано, какие несовершенства бывают у родителей, откуда они и что с этим делать (хотя это и художественное произведение). Если не поленитесь, то сможете найти и увидеть ответы в этой книге.
За вопросами, дополнениями и помощью обращайтесь на почту или по телефону. Удачи!