Как дочке сепарироваться от папы?

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Моя проблема, как я понимаю, началась с детства. Родительская семья была полная, но родители много ругались и, конечно, не стеснялись при мне с сестрой. Папа всегда относился достаточно холодно к моим успехам, я думаю, боялся «перехвалить». Его оценка была: «хорошо, но…», я всегда во всём где-то не дотягивала, а какая-нибудь дочка друга была всегда лучше, при этом с возрастом запрещалось общаться с мальчиками, порицались мои попытки заниматься своей привлекательностью, быть женственной, я всегда думала, что я не красивая. Из-за этих попыток угодить папе, в свое время согласилась и пошла учиться на архитектора, как и его профессия, чтобы стать его приемником как он хотел. Сейчас мне 31 год и я ненавижу профессию архитектора, она мне кажется скучной, занудной, у меня постоянно болят глаза и спина от компьютера. Уже год как я уволилась из архитектурной фирмы, полгода попыталась проработать в иной сфере (уволили по сокращению), но папа продолжает давать мне подработку. И я её принимаю от него из-за чувства вины, что он вложил деньги в моё обучение, что сейчас я без работы, а он как «спаситель» дает мне возможность выжить, хотя мне стыдно брать у него денег и платит он их не часто. Помимо этого у меня есть хобби, танцы, уже 7 лет, 5 из них - преподаю. Но мои увлечения высмеиваются, отец продолжает относиться ко мне как к глупой 7-летней девочке. Сейчас на мне «висит» проект от папы, сроки горят, но у меня словно кости выкручиваются, так сильно я не хочу это делать.
Подскажите, пожалуйста, как сепарироваться от родителей, «послать подальше» архитектуру и не уничтожать саму себя этим чувством вины? Начать развиваться в своих интересах и хобби, а не думать что кроме архитектуры я ни на что не способна, да и то, там даже «средненько»?
Спасибо.
Автор вопроса: Женя Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Женя, здравствуйте!
«Как дочке сепарироваться от папы?» - начну с ответа на главный вопрос. Это очень сложная и в то же время очень простая тема. Простота заключается в том, что вы уже не ребенок. Вы уже взрослый человек. И если у вас есть сомнения по этому поводу – посмотрите в ваш паспорт.
И на том основании, что вы уже взрослая – вы можете вполне самостоятельно решать, как вам проживать вашу жизнь. До 31 года вы жили по папиным указкам. Сейчас вы можете сделать выбор – как планируете прожить дальнейшую жизнь.
Сепарация – это отделение. И заключается она в том, чтобы принять ответственность за свою жизнь на себя.
Сложность этого вопроса заключается в том, что нужно быть готовым:
1. К сопротивлению вашего отца. Он так просто не сдастся. И будет всякими способами пытаться манипулировать вами, чтобы вы и дальше ему полностью корились и ходили по струнке смирно. Вам нужна будет твердость в вашем намерении жить самостоятельно, заниматься тем, что приносит вам радость и удовольствие. Поэтому, если вы все-таки решитесь жить по своим собственным правилам – готовьтесь к тому, что папа будет вами не просто не доволен, а сильно недоволен.
И к вопросу о том, что папа вами всегда не доволен, что вы не дотягиваете до оценки «отлично» в его понимании. Подумайте о том, что если папа всегда находит повод для недовольства вами – может, дело не в вас, а в нем. Может, его родители так же относились к нему и никогда его не хвалили, «чтобы не перехвалить». Вот он так же поступает и вами. А может он относиться к разряду людей, у которых свое всегда хуже, чем чужое. И такие люди тоже есть.
Просто примите сам факт, что папа у вас именно такой. И перестаньте надрываться, чтобы доказать ему обратное, чтобы убедить его в том, что вы действительно самая лучшая дочка. Позвольте сами себе быть не идеальной, допускать ошибки. И тогда папино мнение потеряет свой вес.
2. Вам нужно быть готовой к тому, чтобы самостоятельно решать все свои вопросы. Чтобы быть материально независимой от родителей. Тогда вы более свободно сможете принимать собственные решения. Согласитесь, когда человек зависит от родителей материально – смешно заявлять о своей самостоятельности. А потом просить денежку на жизнь.
Обдумайте эту сторону вашей сепарации. Это очень важно. Потому что папа может «урезать ваше финансирование» за непокорность.
«Из-за этих попыток угодить папе, в свое время согласилась и пошла учиться на архитектора, как и его профессия, чтобы стать его приемником как он хотел. Сейчас мне 31 год и я ненавижу профессию архитектора, она мне кажется скучной, занудной, у меня постоянно болят глаза и спина от компьютера» - Женечка, вы уже в том возрасте, когда можно себе разрешить не угождать папе. Я более чем уверена, что не желает вам зла. Он хочет «сделать из вас человека». Но ведь у каждого из нас свои потребности, желания, мечты, наклонности и возможности. И, к сожалению, ваше с папой видение вашего настоящего и будущего не совпадают. И это абсолютно нормально.
И так же абсолютно нормально заявлять о том, что вам хочется. Вам уже не 18 лет, когда родители могли вам указывать, куда поступать и кем быть. Сейчас вы можете все изменить. У вас замечательный возраст, когда уже точно знаешь, что хочешь и самое интересное – достаточно сил, чтобы все это воплотить в жизнь. Не теряйте эти возможности.
Не бойтесь, что папа не поймет. Если вы будете настойчивы в вашем желании – через какое-то время он обязательно вас поймет. НО для этого нужно время и ваше терпение раз за разом доказывать, что вы уже взрослая и каждый раз отстаивать свои границы.
«Уже год как я уволилась из архитектурной фирмы, полгода попыталась проработать в иной сфере (уволили по сокращению), но папа продолжает давать мне подработку. И я её принимаю от него из-за чувства вины, что он вложил деньги в моё обучение…» - Женя, ваш папа вложил деньги в то образование, которое посчитал нужным. И это долг каждого отца вырастить и выучить ребенка. Разве вы не будете платить за обучение вашего ребенка? Разве это будет чем-то заоблачным? Ваш ребенок будет вам что-то должен за это? Так в чем вы виноваты?
«…что сейчас я без работы, а он как «спаситель» дает мне возможность выжить, хотя мне стыдно брать у него денег и платит он их не часто» - Женечка, любая работа должна быть оплачена. Если папа дает работу, а не просит о помощи – он обязан эту работу оплатить. Это уже бизнес. И вы должны это четко понимать. В момент, когда папа дает вам работу – он выступает в роли работодателя. А значит – он обязан оплатить ваш труд. Иначе – это просто использование вас в корыстных целях. Или не так? Подумайте над этим.
«Помимо этого у меня есть хобби, танцы, уже 7 лет, 5 из них - преподаю. Но мои увлечения высмеиваются, отец продолжает относиться ко мне как к глупой 7-летней девочке» - перестаньте сами себя чувствовать 7-летней девочкой. Тогда и папа начнет относиться к вам по-другому.
Я бы советовала вам заняться собственной самооценкой и уверенностью в себе. И если есть такая возможность – лучше это делать с психологом. Это будет гораздо эффективнее и быстрее, чем самостоятельное копание в своих сомнениях.
«Сейчас на мне «висит» проект от папы, сроки горят, но у меня словно кости выкручиваются, так сильно я не хочу это делать – Женя, вы можете дать себе обещание, что это будет последняя ваша архитектурная работа. И даже можете предупредить папу, что после этого проекта вы больше этим не занимаетесь. И порадуйтесь, что этот проект – ваша жирная точка в архитектуре. После завершения – вы свободны от архитектуры. И тогда вы гораздо проще и быстрее завершите этот проект.
«Начать развиваться в своих интересах и хобби, а не думать что кроме архитектуры я ни на что не способна, да и то, там даже «средненько»?» - Женя, вам ведь ничего и не мешает развиваться в ваших интересах и хобби. Просто примите решение, чем вы хотите заниматься и сделайте шаг. Хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы способны на очень многое.
Мудрости вам в принятии решений!