Проблема с 19 летним сыном. Интересы друзей превыше родных и его здоровья.

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Екатерина и мне 42 года. У меня есть сын, которому на сегодняшний момент 19 лет. У нас с детства были проблемы в школе, из за этого нам не удалось сдать ОГЭ и получить аттестат об окончании школы. Так же с детства ему бабушка не разрешала делать какие то элементарные вещи, а которых сейчас она мечтает что бы он их делал. Он очень болезненно переносит отказ. Наверно это идет из детства, когда его выгнали из танцев за его поведение. Сейчас у нас начинается призывной сезон, и он боится идти в армию, хотя до этого он хотел, но в какой то момент что то щелкнуло и все. Прошлой осенью мы ходили в военкомат и нас послали на обследование в ПНД. После очередного прихода в военкомат, его послали в психушку на проверку и теперь он туда ни ногой не хочет. Но сейчас у меня совсем другая проблема,. Дело в том что он не может сделать первый шаг в каких то важных вещах, так как его друзья его постоянно сбивают с пути. Ночами гуляют до утра, днём спит, по дому делать ни чего не хочет, когда говорю то он игнорит мои просьбы, может даже меня обидеть словесно. Но если начинается перепалка, то он очень гневается, даже скажу звереет. Если пытаюсь огородить от проблем, то говорит мне отвали я сам разберусь. Он слушает своих друзей, которые его в любой момент могут подставить под нехорошую ситуацию. Они для него сейчас самые лучшие, что он ради них бросает и меня и свою девушку. Интересы друзей превыше родных и его здоровья. Поэтому мне приходиться обращаться к помощи психологов. Подскажите, что делать?
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Шишкова Яна Александровна.
Здравствуйте.
Что за проблемы в школе из -за которых не удалось сдать ОГЭ и получить аттестат об окончании школы, какого рода проблемы? (Предполагаю, что это связано с успеваемостью в школе? у ребенка были какие-то сложности в усвоении учебного материала? )
Вы как-то пытались их решить?
Бабушка не разрешала делать какие-то элементарные вещи, какие? - как это сейчас на него влияет как вам кажется?
Какое участие принимали вы в воспитании ребенка, если бабушка не разрешала? кто был авторитетом у ребенка?
Что у него было с поведением из-за которого его выгнали? сколько ему было лет? какое поведение у него было в школе?
Посмотрите в сторону взаимоотношений в семье, когда он был ребенком, что там было с отказами? Присутствовал ли в семье отец?
Как бы мы ни старались, полностью избежать отказов и связанных с ними мучительных переживаний не получится., мы можем научиться ( или научить) справляться с этим и не принимать происходящее так близко к сердцу.
То, что человек испытывает, сталкиваясь с отказом во взрослом возрасте, во многом зависит от его прошлого (детства). зачастую отказ совершенно не равен отвержению и сам по себе ничего не говорит о нашей ценности, важности в целом, это восприятие
Отказ часто связан с отвержением, как будто меня отвергают, ребенок воспринимает это - “я какой-то не такой, или со мной что-то не так” . В будущем это может проявляться как бездействие. из за страха получить отказ и быть отвергнутым. И срабатывают таким образом защитные механизмы психики. Чтобы не причинили мне боль.
возможно в компании друзей он чувствует себя желанными и ценным в различных социальных группах там его не отталкивают.
Послали на обследование в ПНД - были какие- то основания для этого? вы там были? что было на обследовании? после чего ( в “психушке”) он туда не хочет ни ногой?
Если это плановое направление, как для всех призывников - то, что там произошло? или что вам сказали ?
вы все время говорите “МЫ” - вместо "он" как будто про слияние - мальчику уже 19 лет
и первая серьезная сепарация приходится на 11-12 лет подростковый возраст, когда помимо физиологических изменений, происходит изменения в психике, поведении, восприятии себя, как раз в этот период времени формируется самооценка и уверенность в себе, в этот период дети наиболее ранимы восприимчивы к критике., меняются их интересы, на первый план выходят сверстники и общение , а не родители.
вы пишите у вас проблема ( его это как то беспокоит?) - какие у вас за этим чувства? что вас так тревожит?
он не может сделать первый шаг - или он не хочет сделать первый шаг?
как вы определили, что он не может ?
Это ваше мнение, что друзья его сбивают с пути? это он выбрал себе таких друзей?
вы знаете как лучше для него? часто ли вы принимаете решения за него?
он не маленький мальчик - ему 19 лет, и есть такое понятие ответственность за свои действия ( например как на танцах - за плохое поведение - выгнали), безусловно как мать вы переживаете за своего ребенка, но ребенок вырос, он взрослый совершеннолетний человек, у которого есть свой путь, вы хотели бы его отгородить от всех проблем? умеет ли он справляться со сложностями?
он вам говорит - я сам разберусь”, часто границы выстраиваются только через агрессию и слово “НЕТ” - Агрессия – это одно из средств отстаивания своей территории и защиты своих границ, важно чтобы это было социально приемлемым способом.
что вы чувствуете, когда он так вам отвечает?
Он слушает своих друзей - это его выбор, и за этот выбор каждый человек несет последствия.
даете ли вы ему возможность делать выбор?
Что-то он получает в кругу своих друзей?
Что вы подразумеваете под “он меня бросает” - он ваш сын, и свободный человек, он вырос, должен ли он все время находиться около вас?
Тем более, что у него есть девушка, они строят отношения, он для нее мужчина.
Все, что сейчас вы наблюдаете, все это сформировано за многие годы. Так как вас это беспокоит, работать нужно с вашими чувствами, вашей тревогой, вашими беспокойствами ( какие чувства за всем этим есть, что на самом деле вас тревожит)
он сам не справится? тогда про что это про вас ?
Не хочет учиться, пусть идет работать, не хочет работать - пойдет в армию, там редко спрашивают хочешь или не хочешь.
ВЫ его кормите, одеваете, живет он с вами, ему комфортно, у него все условия созданы.
Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы как-то живем в нем. Позволяем себе любить , меняем работу и жилье, переживаем кризисы внутри и снаружи.
вы не позволяете своему ребенку жить?
у вас есть чувство не своей безопасности? ваша жизнь слишком напряженная? И так хочется, чтобы хотя бы ребенок жил в покое и гармонии.
как влияет такой образ жизни сына на ВАШУ жизнь? Чтобы поменялось в Вашей жизни? Какой бы она была, если бы ходил бы в институт и хотел учиться или работать? что конкретно Вы пробовали предпринять?