Мать меня морально растоптала. Хочу уйти и не могу. Замкнутый круг.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи! Помогите мне пожалуйста разобраться в моей жизни, т.к. сама я уже не справляюсь. Мне 35, я не замужем, детей нет. Живу с мамой в съемной квартире. Много лет назад так получилось, что мы остались без квартиры. С тех пор мыкаемся. Купить не было и нет никакой возможности. Ипотеку не дают. Немного о маме: мама раньше была очень позитивная, энергичная, веселая, общительная, но вспыльчивая, эмоционально-не сдержанная, гневливая. Психованная, так про себя я ее называла с детства иногда. Могла наорать, ударить при людях на улице. Эти ее перепады настроения меня всегда выбивали из колеи. Не знала, что будет, гнев или милость в следующую минуту. Но при этом, она очень добрая, чувствительная. А я, напротив, всегда спокойная, уравновешенная, немногословная. Яркие проявления эмоций не про меня. И ранимая. Очень. Не переношу грубость и хамство. В молодости была красивая и очень уверенная в себе. От женихов не было отбоя. Замуж не спешила. Была уверена, что найду "лучшего". Шли годы. С мамой мы жили в общем то, дружно, были подругами. Я с ней всем делилась, она слушала и советовала. Мы много смеялись. Я всегда могла найти у нее утешение. Мне завидовали подруги, какая у меня мама! Иногда ссорились, но она легко отходила, да и я зла долго не держу и мы быстро мирились. С годами моя уверенность стала убавляться. Женихов становилось все меньше. Подруги все вышли замуж, родили детей. И в 30 лет, я встретила мужчину, который меня полюбил, а я...приняла его любовь, не давая взамен свою. Чтобы уйти от жизненных нескончаемых проблем и быть, как "все", я наступила себе на горло и мы стали жить вместе. Решила, вдруг стерпиться-слюбиться? Он хорошо ко мне относился, заботился, а меня он все больше раздражал. Эмоциональные качели начались у меня: то уйду от него, то вернусь. Да и мама вставляла свои 5 копеек: то он хороший, то не Мой человек. Советчик еще тот! Я не знала, как это, жить с мужчиной, у меня не было отца. А может просто его не любила... В общем, через 1.5 года я забеременела и мы начали готовиться к свадьбе. Но ребенка я потеряла и на фоне этой трагедии, окончательно в нем разочаровалась. В общем, ушла. Вернулась к маме. И все, с того времени ее как подменили. Больше у меня не было подружки. Наверное, из за возраста, но у мамы резко изменился характер, прям в несколько месяцев. Раньше мы с ней могли выпить вина за ужином, после работы, а после микроинсульта она отказалась от алкоголя совсем. И теперь, все кто выпивает, у нее алкоголики. Я в том числе. Начался тотальный контроль: куда идешь? С кем? Во сколько вернешься? Почему так поздно? Опять мне не спать всю ночь из-за тебя!!! И это в 35 лет!! К слову, я крайне редко виделась с подругами. Но и это были поводы для скандалов. Если пришла выпивши, алкашка!!Слов и выражений она не выбирает в порыве гнева. (Вот буквально сейчас позвонила, я с ней холодно поговорила, после вчерашней ссоры, а она обозвала меня говном!!! Это как, нормально?? ) Может и ударить по лицу, если отвечу в таком же тоне. Провоцирует ссоры сама, будто специально. Проорется, гадостей наговорит и сидит, телевизор смотрит, как ни в чем не бывало. А меня трясет. Давление поднимается. Мне стыдно перед соседями за нее, как она орет. Порой у меня возникает ощущение, что она вампир. Что она заряжается от меня, а я опустошаюсь. Теперь она мне в открытую заявляет, что я неудачница, ничего не добилась в жизни (вон, посмотри, молодежь сейчас какая! И квартиры покупают и по миру путешествуют. Смогли же!!) А ты? Ни карьеры, ни семьи, ни детей, ни дома, ничего не смогла приобрести к 35 годам! В ответ на мое: а ты много приобрела за 60 лет? Может карьеру сделала? Три брака было, ни один сохранить не смогла, все козлы! Все тебе должны, одна ты хорошая, святая женщина! После этих слов она себя не контролирует совсем. Из нее льются просто оскорбления, она говорит обидные вещи, типа, лучше б я вообще не рожала, жила б в свое удовольствие и вообще, вали из дома на все четыре! Боже, как мне обидно это все слушать! Мне в такие моменты хочется руки на себя наложить! Я и так страдаю от того, что у меня нет своей семьи. Я все поняла, я изменилась, я очень хочу Свою семью, а тут она со своими обвинениями, претензиями, ты должна и т.п. А теперь главная проблема: мы не можем разъехаться!! У нее минимальная пенсия, на которую она может только снять себе малосемейку с чужими людьми и на продукты ей не будет хватать. Здоровье у нее разладилось, требуются ежемесячно лекарства. А я не могу потянуть и себя и ее и кредит! Я сама еле работу нашла, после сокращения. Я не знаю, где заработать денег, чтобы съехать и на все хватало. Разговоры о разъезде заходили и раньше, но она всегда меня переубеждала, типа, вот зачем тебе это? Лишние деньги! Лучше на отпуск накопи или еще на что. И я соглашалась. Как я теперь об этом жалею!! Сразу после расставания с мужчиной надо было уходить и жить отдельно, мама была помоложе тогда. Но мне тогда хотелось поддержки, после всех потрясений. А теперь, я просто как зверь в западне. Я мечтаю, хочу, но не могу уйти! Денег катастрофически не хватает. Мама становится просто не выносимой! Боюсь представить, что меня ждет дальше... я прихожу в ужас, что мне придется с ней еще долго жить вместе, вернее, выживать, а характер у нее портиться с каждым днем. Я пол жизни прожила с ней. Неужели я обречена? Я уже и не мечтаю о муже, детях. Стала плохо выглядеть, осунулось лицо, очень похудела, аппетита нет от постоянных переживаний и негатива. Мне все равно, что на мне надето, через силу крашусь на работу.
Стала не уверенна в себе. Пропало доверие к людям. Хочу уснуть и не проснуться. Скажи мне кто лет 15 назад, что у меня будет такая жизнь, посмеялась бы! Не хочу идти домой после работы, а больше не к кому. Вы не подумайте, что я лентяйка, слабачка, распустила нюни. Что я только не пережила за свою жизнь, как только не выживала! Работала с 17 лет, всегда все деньги в дом, подарки любила дарить. А сейчас во мне что то убито. Той меня уже нет. Я сама себя не узнаю... и тем более, не узнаю свою маму... Я сломалась, от трудностей жизни и такого отношения, самого родного и близкого человека. Она меня морально растоптала. Хочу убежать на край света. Это ад на земле, а не жизнь...
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Борисова Ольга Анатольевна.
Татьяна, здравствуйте. Благодарю за обращение на сайт.
У Вас такое объемное письмо. Вам нужно было выговориться, от этого хоть немного станет легче.
Начну с того, что с мамой у вас были изначально не выстроены границы - Вы написали, что вы раньше были подругами. Вы часто слушали ее советы. А мама, будучи неуравновешенным человеком, постоянно колебалась в своем мнении. Сегодня она думает так, а завтра иначе, послезавтра вообще возникла новая идея. Она не была для вас, по сути, мамой, к которой закладывается иное отношение и с которой складываются иные отношения, не как с подругой. С мамой могут быть добрые, доверительные отношения, но это не подруга. Складывается впечатление, что она оказывала на Вас огромное влияние. У вас в итоге возникли созависимые отношения. Мама, завися от Вас, всячески отговаривала Вас от приобретения жилья. Вам мама по сути заменила Вашу личную жизнь. Вы не были от нее автономны. И Вы слушались ее. У мамы налицо психическое расстройство, которое началось, по всей видимости, очень давно, судя по воспоминаниям, которые Вы описали. С таким человеком, действительно, жить крайне тяжело. Также очень тяжело испытывать на себе все те унижения в силу неконтролируемого поведения вашей мамы. Я предлагаю Вам начинать выстраивать границы между собой и мамой. Так Вы будете сохранять больше ресурсов. Пока же Ваша психика ввела Вас в автономный безопасный режим, чтобы просто выжить. Выжить в ситуации безденежья и унижений. Нужно найти в себе силы вернуться к себе, начать ухаживать за собой. Пытаться найти работу, еще одну подработку, может, чтобы хватило денег для съема недорогой комнаты. Также попытайтесь в Вашей повседневной жизни найти место тем вещам, которые Вас когда-то радовали, приносили удовольствие. Это может быть спорт, вышивание. Да что угодно. Здесь полет фантазии неограничен. Все зависит от Ваших желаний. Таким образом, Вы начнете потихоньку выбираться из той эмоциональной ямы. Появится больше знакомств, соответственно, больше возможностей изменить свою жизнь к лучшему.
Желаю Вам удачи!
С уважением,
Борисова Ольга