Манипуляции мамы и негативизм не дают нам хорошо общаться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Мария, мне 26 лет. У меня проблемы в отношениях с родителями. Мы живём в разных городах уже 8 лет, видимся редко, раз в год, общаемся по скайпу. В последние 3 года мои отношения с ними резко испортились. Всё дело в том, что моя мама постоянно на все жалуется в агрессивной форме. И так у нас проходят все разговоры. Погода, здоровье, родственники, коллеги, страна - короче всё. И никогда ничего позитивного. Я не могу в разговоре вставить и слово про себя или перевести тему. По ощущениям, как будто на меня выливают ушат помоев. За эти годы я выучилась, завела много друзей, у меня молодой человек и много увлечений - мне есть что рассказать. Но у моих родителей совершенно другие интересы. Стыдно говорить, но где-то очень недалёкие. А порой мне очень стыдно за многие их высказывания: половые, расистские, антигуманные и т.д. Если я не согласна и говорю свое мнение, меня называют идиоткой. Самое плохое, что мои родители в разладе с моей старшей сестрой и им не нравится ее муж. Они поливают их грязью день и ночь, без конца. Я сказала, что не буду больше это слушать, и теперь я враг народа. Мама манипулирует всем: рыдает, объявляет мне за это бойкот, говорит каждый день, какая я неблагодарная дочь, и.. Настраивает папу против меня. Когда я с ней не соглашаюсь (по большей части насчёт сестры) она начинает рыдать, истерить и говорить как ей плохо. Потом, она за глаза говорит моему отцу, как я ее "унижаю" и "оскорбляю". Мне очень обидно. Дело в том, что мои родители очень много сделали хорошего. Самое главное, они оплатили мою очень дорогую учёбу и проживание до сегодняшнего дня. Они меня любят, но вот эти манипуляции и негативизм не дают нам хорошо общаться.
Подскажите, пожалуйста, что можно сделать.
Заранее спасибо!
Автор вопроса: Мария Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Мария. Обратная связь по вашему письму. Вижу, что, не смотря на все сложности вашей ситуации, вы стараетесь сохранять здравый смысл и спокойствие.
Что можно сделать:
1. Понять причину поведения мамы. Задайте себе вопросы:
Что произошло за последние три года? Что изменилось в вашей семье?
Если раньше все было хорошо, то что изменилось, почему мама стала «истерить»?
Сколько лет вашей маме?
Похоже около 50 или чуть более.
Каковы возможные причины?
Могут быть психологические: какое-то изменение в семейной иерархии, структуре семьи? Ваша сестра вышла замуж 3 года назад?
В период менопаузы может меняться характер, так как происходят гормональные сдвиги.
Также органические нарушения мозга, нарушения кровообращения могут влиять на изменение характера.
2. Действовать исходя из причины:
Попробуйте уговорить маму, так заботливо о ее здоровье, ни в коем случае не настаивая, обратиться к эндокринологу, невропатологу. Это в любом случае нужно в ее возрасте, просто проверить здоровье, чтобы удостовериться, что все в порядке.
3. Так на будущее, хотя можете и не читать, неплохо было бы ознакомиться с книгой «Мама, не горюй» Александр Галицкий.
4. Так как мама привыкла, по всей вероятности, что вы с ней не соглашаетесь, вы стали предсказуемы в поведении, поэтому она готова к нападению и критике. Если вы хотите достучаться до мамы, станьте непредсказуемой. Попробуйте другую стратегию поведения: с мамой соглашаться, не спорить и ничего не доказывать, молчать и слушать в течении недели, двух, трех (решите сами).
5. Как бы между прочим благодарить ее за то, что она для вас сделала, сказать ей за что вы ее любите, уважаете и цените. Говорите искренне, ведь она на самом деле любит вас и много для вас сделала.
6. Решите для себя, что мама заботится о благополучии сестры и вашем, попробуйте помолчать и услышать, что она хочет. Проясните какие она цели ставит: ее цели минимальные, на ближайший срок, и максимальная долгосрочная цель. Чего она хочет добиться своим поведением? Посмотрите на ситуацию как бы со стороны. Какую информацию вы получили от мамы?
7. Другая стратегия поведения: попробуйте, когда мама говорит с вами о чем-то негативном (например, ругает мужа сестры), поддерживая ее довести ситуацию до абсурда, тогда мама может начать вам говорить об этом и доказывать, что вы не правы и защищать сестру.
8. Посмотрите, что изменится в ее поведении.
9. Если ситуация не улучшится, обратиться к психотерапевту. Лучше к семейному психотерапевту или психологу.
Удачи вам.
_______________________________________
Жизнь у нас одна, и мы ее сразу пишем на чистовик. Костюкова Наталья - ваш психолог онлайн
Skype LIA KOS