Как помочь моей маме изменить отношение к себе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моей маме 60 лет. Она живёт в одиночестве, разведена уже очень давно. Увлекается эзотерикой, не работает, смотрит фильмы, читает книги детективы, у неё маленькая пенсия. Брак с моим отцом был для неё неудачным, с ней тяжело ладить. Первая её реакция на любое предложение, это гневный отказ, требуется много времени, чтобы дать ей понять, почему необходимо сделать то-то и то, для её же блага. Она постоянно меня критикует, по её мнению я неправильно одеваюсь, моя работа её не впечатляет, ей кажется, что я не люблю мужа и всякие придирки по мелочи. Но без злобы. Просто как ручеек течёт, так же течёт её речь. Что думает, то и говорит. Будто не понимает, что обижает людей. Её в жизни много раз обижали, ей было нелегко всю её жизнь. Она выживала, как могла, воспитывая одна четырёх детей. Она добрая. Но она совсем не думает. Но бывает, что она говорит мудрые вещи. Часто в речи употребляет негативные слова: не хочу, ненавижу, не переношу, нет, не буду, они идиоты, дураки. Иногда совершает странные необдуманные поступки. Например. Приехала к нам в гости на месяц, по своим делам. У меня др через неделю. За день до моего др тратит свои последние деньги на билет обратно, хотела уехать, чтобы не отмечать со мной. Я просто в шоке. Еле еле уговорила её не ехать. Это просто из последних событий.... Мне конечно же обидно, что она так поступает. Так вот, что можно сделать, чтобы улучшить её жизнь и отношение к себе? Может быть у неё проблемы с самооценкой? Я её люблю, но очень тяжело с ней общаться не только мне, но и другим людям. Мне кажется, что она думает, что она не любима. Спасибо.
Автор вопроса: Жанна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Ширяева Вера Васильевна.
Жанна, здравствуйте.
Улучшить свою жизнь, отношение к себе и решить проблемы с самооценкой Ваша мама может только сама и только по своему желанию.
Облегчить общение других людей с Вашей мамой Вы тоже не можете, потому что никогда не станете ни другими людьми, ни Вашей мамой.
Доступно только одно — Вам тяжело с ней общаться — Вы можете сделать общение с мамой легким и приятным для себя.
Часто у людей в голове формируются какие-нибудь доминанты. Например, «я не любима». Тогда, из всех событий и слов, из всего, что происходит вокруг, человек выбирает только то, что подтверждает его доминанту. Другое он не замечает, отвергает или интерпретирует так, чтобы подтвердить свое убеждение, которое, как правило, сформировалось еще в детстве. Чем старше человек, тем его убеждения становятся крепче, ведь он подтверждал их всю свою жизнь! У него есть своя картина мира, и если ее начать рушить, то может появиться сильная тревога. Многие этого боятся и выбирают привычную плохую стабильность, а не вызывающие тревогу изменения.
У Вашей мамы такой возраст, когда еще все возможно изменить, но это работа с психологом (хорошим!). Вы даже не пытайтесь это сделать, будет только хуже. И не настаивайте на терапии — просто предложите. В идеале, она сама должна этого захотеть. Вы можете помочь ей только своей собственной устойчивостью. Не стоит догонять ее и причинять добро.
Критиковать Вас, работу, личную жизнь — недопустимо. Тут нужна абсолютная, непоколебимая Ваша уверенность и твердость — люблю тебя, мамочка, очень, прости, но это мое личное пространство, оно только мое. Ты же не можешь за меня дышать, любимая моя, единственная, родная! Давай поговорим о чем-то другом. Я тебя очень уважаю и высоко ценю твою заботу, но я не буду это обсуждать. Прости. Сначала она будет обижаться, но если Вы проявите любовь, твердость и искренность, то она, со временем, примет такие отношения. И они будут во благо вам обеим.
А самое главное, Вам надо позаботиться о себе — держать высокий уровень самооценки, стрессоустойчивости, здоровья и веселого настроения.
Удачи Вам, терпения и любви.
С уважением, Вера.