Испортились отношения с мамой. Как перестать испытывать чувство вины?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я замужем, моему ребенку 5 лет. Мы с мужем вместе 7 лет, у нас отличные отношения, мы любим друг друга. Мама с папой развелись, когда мне было 4 года, с отцом не общались, пока я не стала взрослой, сейчас видимся пару раз в год. После развода мама уехала жить в город (мы жили в селе в провинции) и я осталась с бабушкой, мама приезжала раз в 2-3 месяца, там она училась и работала. Каждый мамин приезд был для меня невероятным счастьем, но когда она уезжала я чувствовала ужасную тоску. Когда мне было 8 лет и я училась во 2 классе, мама меня забрала, на тот момент она жила с мужчиной в его квартире. Я помню, что для меня переезд был очень сложным. В селе в своем классе я была лидером, лучшей ученицей, бабушка сдувала с меня пылинки, а тут я приехала жить с незнакомым человеком, от мамы я немного отвыкла, в школе почти ни с кем не общалась, стала плохо учиться. Плюс к этому я очень ревновала маму к отчиму. С отчимом у меня были не самые хорошие отношения, они часто ругались с мамой, а потом он начал поднимать на нее руку, не часто, но было страшно. Каждые выходные он приходил пьяный и они с мамой ругались. Я никогда не забуду, как он стучал в дверь ночью (мне 25 лет, но я до сих пор вздрагиваю при стуке в дверь). Сказать, что он ко мне очень плохо относился я не могу. Когда мне было примерно 14 отчим начал выгонять нас из квартиры, но мы были там прописаны и я была не совершеннолетней, поэтому избавиться юридически он от нас не могу и выкуривал нас с помощью своих родственников, его тетки периодически приходили и унижали нас с мамой. И где то через год-два таких гонений, мама решила уехать в Москву, что бы заработать деньги. И я переехала на съемную квартиру одна, т.к мама сразу уехала в Москву. Это было летом между 10 и 11 классом. В школе узнали, что я живу одна и со стороны моего классного руководителя я подверглась травле, она перед всем классом говорила мне, что мама меня бросила, что ко мне придет полиция и заберет меня в детдом, что у меня наверное там притон и все в таком духе. У мамы тем временем с деньгами все наладилось, она стала хорошо зарабатывать и присылать мне очень хорошие деньги. После школы я поступила в институт на платное и мама за меня платила, снимала квартиру, присылала мне деньги, у меня было очень много хороших вещей, дорогой телефон, ноутбук и все, что я только захочу. В 18 лет я встретила парня, который стал моим мужем, через год я забеременела и когда была на 7 месяце, мне позвонила мама и сказала, что тоже беременна, но отец ребенка не хочет быть с ней. Я родила, мама нам очень хорошо помогла деньгами, когда родился ребенок. Когда сыну было 4 месяца, мама сказала, что приедет обратно в наше село, т.к с маленьким ребенком в Москве она не сможет, но жить она будет в бабушкином доме в селе ( бабушка умерла, когда я была беременна), и в это время, компания в которой работал муж закрывается и мама предлагает переехать туда всем нам, т.к там страшно одной с ребенком, да и денег у нас нет сейчас, а в складчину жить легче. Мы переехали, муж нашел работу, только через пару месяцев, и все это время мы жили за счет мамы. Мама приехала до родов и начался какой то ужас, она была всем недовольна. Она родила и все стало еще хуже. Вот пример: мама купила мясо для меня и себя, т.к мы кормящие, и я из него готовила, но это ел и мой муж, а когда он уходил на работу, мама кричала, что он жрет мясо, которое было ему не позволено есть (мой муж сохраняет нейтралитет по сей день). Сор было много и я просто уходила с ребенком и гуляла на улице до вечера, пока не приедет муж, тогда мы собирались и ехали к его родителям, там жили пару дней, а потом меня мучила совесть, что мама одна с маленьким ребенком и мы возвращались. И так было года, пока это все не надоело и мы переехали в город и сняли там квартиру, это было, как глоток свежего воздуха для нас. После переезда муж поехал работать в Москву вахтами 2 недели через 2 недели, я переносила разлуку ужасно, испытывала те же чувства, когда я жила с бабушкой, а мама уезжала. когда моей сестре исполнился год, мама пошла на работу в селе, а я сидела с 2 детьми, поочередно с нашей родственницей, я приезжала в село, когда муж уезжал на вахту. Когда сестре исполнилось 2 года мама забрала ее и уехала в Подмосковье, там отдала ее в садик и сама вышла на работу, стала звать нас. Я понимала, что может начаться опять, то, что было, но зато муж был бы рядом всегда, т.к работа его 30 км от этого города в Подмосковье. В общем мы переехали и началось то же самое, только хуже. Мы снимаем двухкомнатную квартиру, а съехать с мужем и ребенком не можем, т.к у мамы все плохо с работой и она не сможет оплачивать одна квартиру. Моей сестре 4 года и не проходит и дня, что бы она меня не ударила, не обозвала, не бросила в меня что нибудь, мама полностью на ее стороне. В саду у нее проблемы, потому что она не управляемая, дома ведет себя ужасно (иногда кажется, что у мамы нет сил на нее). Мы с мамой ругаемся и я чувствую себя виноватой, что если мы съедем им придется тяжело. Разговаривали с мамой 1000 раз, разговор заканчивается скандалом. Мы ссоримся даже из за того, что мы куда то поехали с мужем и ребенком а их не взяли. Как перестать чувствовать и себя виноватой и винить маму?
Автор вопроса: Альбина Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Приймаченко Наталья Викторовна.
Альбина, доброго дня. Как я поняла, перед мамой вы чувствуете вину, потому что злитесь на нее и считаете, что она неправа? Но чтобы перестать винить себя в своих чувствах, надо понять, что они естественны и совсем не означают, что вы плохая дочь. Злость, обида, вина - такие же чувства, как радость, восхищение, удивление.
Как человеческий организм производит углекислый газ из кислорода или выделяет пот - так же и психика "вырабатывает" эмоции. Это естественный процесс.
Чтобы справиться с эмоциями, нужно в первую очередь понять, откуда и почему они возникают.
Начнем с того, что вам тяжело взаимодействовать с матерью. Она кричит, ругается - вы чувствуете себя виноватой и вините ее, что она родила ребенка и частично повесила на вас за это ответственность. Возможно, вы подсознательно злитесь, потому что она заботится о сестре больше, чем о вас?
И следующий момент - вы пишите, что была болезненная привязанность к маме, которая сейчас перешла на мужа. Может, эта привязанность каким-то образом способствует вашему чувству вины и желанию обвинить маму?
Поразмышляйте над этими вопросами - лучше письменно и , возможно, не один раз. Будет желание и возможность, обратитесь к психологу в вашем регионе - такие отношения прекрасно прорабатываются в личных консультациях.