Мама не даёт ЖИТЬ! Помогите.

Вопрос психологу:
Добрый день. Прошу помочь мне наладить отношения с моей мамой. Начну с того что она буквально задавливает меня когда мы вместе, имеет надо мной очень много власти я бы даже так сказала. Расскажу немного про себя чтобы не складывалось ощущение что я святая и пришла тут «гнать» на маму. Меня зовут Настя, мне 24 года. Есть 2 образование среднетехническое и высшее. Сама по себе я человек домашний, никогда не ходила по клубам, не гуляла допоздна, не вела себя вульгарно, прям мамина дочка. Ну вот как то в подростковом возрасте начались компании и по сей день как и у всех у меня есть круг людей с которыми я вижусь и общаюсь. Все мы не без греха и я могу точно сказать что я очень агрессивна на свою мать, с другими людьми такого не происходит. Наоборот если не брать маму а конкретно меня я считаю себя достаточно спокойным, сдержанным человеком который умеет управлять своими эмоциями (я в процессе усовершенствования самоконтроля). Но когда появляется мама я превращаюсь в дьявола с рогами и в прямом смысле готова крушить все на своём пути. Я не могу себя сдерживать когда она что то спрашивает, до трясучки. Объясню почему! Каждый наш разговор, без исключения, даже каждый вопрос сводиться к тому что идиотка которая в этой жизни ничего не умеет делать и не хочет! Особенно работать, на данный момент у меня нет работы, но я в процессе. Короче мне ежедневно приходиться выслушивать о том какая мама трудяга(надо отдать должное она действительно трудоголик которая работала всю жизнь не покладая рук чтобы поднять меня на ноги так как мой псевдопапа решил уйти к другой бабе пока я ещё была в утробе), о том что я никто и звать меня никак пока я живу в ЕЕ квартире, пока я ем ЕЕ еду, я обязана во всем слушать ее, приходить домой тогда когда она хочет, дышать когда она хочет. А с «приду позже» это вообще полный капут! Если я говорю что я возможно сегодня не приду и говорю где и с кем я это не работает. Она звонит каждые 5-10 минут и орет в трубку что я ее не люблю и не уважаю и что если я сейчас же не приду она умрет! И опять упреки упреки упреки о том что она не может без меня уснуть и т д.
Я конечно же спрашивала у неё почему она не видит эту грань? Почему она до сих пор считает меня маленьким несамостоятельным ребёнком? Ответ всегда один- пока я не найду себе хорошую работу, пока я не выйду замуж и пока я не рожу ребёнка я никто и у меня нет права находиться где я хочу, разве что у ее ноги.
Примеры контроля и упреков: Не грызи ногти (если прям очень хочет может встать подойти и вынуть руки из моего рта), когда кашляешь закрывай рот, ты никогда со мной не ездишь никуда( я единственная ее дочь которая всю жизнь с ней везде и ездит) наверно она говорит это назло, ты никогда не выйдешь замуж потому что ты невыносима, когда я начинаю что то объяснять она говорит «опять забубнила» тем самым выводя меня и я уже ничего рассказывать не хочу, про бытовуху что где и как должно лежать я думаю рассказывать не надо тут и так все ясно. Кстати про разграничение обязанностей пока я не работаю! С 16-17 лет в квартире убираюсь только я. Готовим по очереди, но в последнее время тоже я.
Расскажу про маму. Имя называть не буду, возраст 50 лет. С самого моего детства с нами жил мой отчим, год назад они расстались. Мне кажется тут ее подкосило ещё больше, переключаться стало не на кого и единственным предметом обожания стала я. Скажу что все 18 лет пока они были вместе это были больные отношения какие я бы никогда не хотела. Он с частой периодичностью уходил в запои, она сидела и ждала его, знали бы вы какие истерии он закатывал дома, этот тот тип мужиков которым когда капля в рот попадает они становятся неуправляемыми. В общем намучились мы с ней за все эти годы. Мама сама по себе человек, не знаю как назвать, но в общем за родных порвёт любого как львица (кстати она по знаку зодиака лев), диктатор, очень любит командовать(даже вот сегодня были в поликлинике один мужчина пожилой сделал ей замечание чтобы она перестала командовать), любит что то делать а потом упрекать. Она не злая абсолютно, даже наоборот она часто ведёт себя как ребёнок, любит прикидываться дурочкой (например: работает с компьютером почти всю жизнь и может сидя дома попросить меня показать как закрыть вкладку или как выключить компьютер). Я понимаю может ей не хватает внимания и я всеми мне знакомыми способами пыталась дать ей все своё внимание но в ответ она просто вытирает об меня ноги. Я устала от ее агрессии и от своей. Я просто обессилена и не хочу с ней общения но в то же самое время мне безумно жаль ее, чисто по женски что она осталась одна. Мне нужна стратегия как вести себя с ней дальше, какие слова подобрать чтобы мы жили в мире. Ведь я ее очень люблю какая бы она не была. Но мои нервные срывы тоже никто не отменял, не хочу в итоге оказаться в псих больнице.
Автор вопроса: Настя Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Настя. Обратная связь по вашему письму. Вы просите помочь вам наладить отношения с мамой. «Она буквально задавливает меня, когда мы вместе, имеет надо мной очень много власти». Вы сейчас живете вдвоем с мамой, вам 24 года. С отчимом, с которым у нее были сложные отношения, она рассталась год назад.
По всей вероятности, ваша мама не понимает какой вред наносит вам и себе своим поведением.
Вам нужно понять, что для мамы вы всегда будете маленькой девочкой, которую она должна оберегать и защищать. Отсюда стремление контролировать вас.
То, что сейчас происходит, называют сепарацией, отделением от родителей во взрослую жизнь. Только это отделение происходит у вас болезненно по нескольким причинам:
1.Вы пока финансово и психологически полностью зависите от мамы.
2. По всей вероятности у вашей мамы с отчимом были зависимые отношения. Ваша мама эмоционально зависит от вас сейчас.
Вы правы, нужно правильно выстроить свои отношения с мамой. Но это сложно пока вы зависите от нее материально.
Чтобы отделиться от мамы вам желательно:
1. Разъехаться с мамой, жить самостоятельно. Если вы будете жить вместе, то очень сложно доказать маме, что вы взрослый человек, если к тому же материально полностью от нее зависите. К сожалению, это так. «Ее дом- ее правила».
2. Отказаться от маминой финансовой помощи, жить полностью самостоятельно.
Вы спрашиваете, как вести себя с мамой дальше, чтобы жить в мире. Наверняка придет время, когда вам придется серьезно поговорить с мамой о том, что ее поведение мешает вам стать независимой самостоятельной личностью. Это может быть долгий разговор. Может быть придется привлечь психолога, сходить на консультацию, если не получиться самой справиться с этой ситуацией.
1. Маме 50 лет, возможно наступает гормональная перестройка, климакс. Все переживают его по-разному, но иногда меняется характер, бывают эмоциональные взрывы, перепады. Поэтому рекомендую обратиться к гинекологу-эндокринологу. Думаю, это не помешает.
2. Подумайте о том, почему мама так требовательна к вам, что она хочет, чего ей не хватает? Как вы можете ей в этом помочь, не страдая при этом. Спросите: «мама, я тебя люблю, но может я не понимаю твои потребности, чего ты хочешь?» Может у мамы есть какая-то проблема, о которой она хотела бы с вами поговорить, которую вы не замечаете?
3. Вы любите маму, да она требовательна, но постоянно нарушает ваши границы. Как она это делает? То, что вас выводит из себя как раз говорит об этом. Решите для себя, что для вас в ее поведении неприемлемо по отношению к вам, что вы не можете терпеть, что вызывает вашу агрессию?
Напишите список того, что вас раздражает и вызывает гнев, тем самым вы поймете, когда нарушаются ваши границы.
4. Не нужно переделывать свою маму, если она все время была такой, примите ее такой какая она есть.
Сконцентрируйтесь на том, что для вас важно сейчас: отстаивать свои границы, чтобы защитить себя. Решите с чем вы готовы мириться, а с чем нет.
5. Научитесь говорить о своих чувствах, это сложно, но пригодится вам в жизни. Надо принять, что все ваши эмоции: гнев, обида, раздражение - нормальны, вы имеете на них право. Эти эмоции защищают вас и говорят вам, когда нарушаются ваше личное пространство.
Не надо молчать и копить обиды, говорите сразу о своих чувствах.
Например: «Мама, меня обижают твои слова …» (То есть сначала говорите о своих чувствах) «И я бы хотела, чтобы ты в дальнейшем…» ( а потом о своем желании).
6. Почти всегда вам нужно доносить до мамы насколько она важна для вас. Говорите ей об этом каждый раз, когда с ней разговариваете, как она вам дорога и как вы ее любите. (Начните с благодарности 80% ) Мама я благодарна тебе за…, ты самая лучшая мама… , но когда ты делаешь то –то (например, обзываешь меня идиоткой) то я чувствую.. (что чувствуете? Обиду, гнев?) и я хотела бы (далее ваше требование, как бы вы хотели бы, чтобы ваша мама с вами общалась). Именно по такой схеме, потому что когда мы начинаем с благодарности и хороших слов (а их должно быть много, чем сильнее требование, просьба, тем больше хороших и ласковых слов, не скупитесь), то мама совсем по-другому реагирует. Кстати, эта схема пригодится вам в переговорах с коллегами по работе, и не только.
7. Не спорьте, не вовлекайтесь в обвинения, просто скажите, что «Я не хочу больше говорить об этом». Лучше уйти, чем наговорить друг другу много обидных слов и жалеть потом об этом. Слова не вернешь.
8. Если чувствуете, что теряете контроль, позвоните другу или подруге, выговоритесь, успокойтесь.
9. Если вам придется жить со своей мамой какое-то время, то составьте план действий:
Попрактикуйте то, как вы будете разговаривать со своей мамой.
Если сложно справиться самой, обратитесь к семейному психологу, предложите маме пойти на консультацию с психологом вместе.
Вы можете жить самостоятельно, даже если живете с мамой, просто надо над этим поработать.
Удачи вам, Настя, и терпения!
Ваш психолог Костюкова Наталья
Skype LIA KOS
_______________________________________________
PS: Жизнь у нас одна, и мы ее сразу пишем на чистовик.