Мама и бабушка давят на меня и требуют внуков.

Вопрос психологу:
Добрый день! Мне 30 лет, живу с любимым мужчиной. Мама и бабушка давят на меня и требуют внуков (пытаюсь как-то поговорить с ними, но они считаю, что цель всей жизни - это продолжение рода), а я не могу понять хочу ли детей вообще. У меня есть сестра и у нее проблемы с зачатием, чувствую вину от того, что у меня могут быть дети, а у нее - нет. Совсем запуталась с вопросом чего же хочу я сама... Каждые беседы с мамой и бабушкой перерастают в какой-то стресс и необходимость оправдываться перед ними. Доходит до того, что я уже чувствую вину перед ними и не оправдываю надежд. Общение с каждым разом дается всё труднее. Надоело слышать, что часики тикают и что я уже далеко не молодая девочка и пора думать о будущем. Мой мужчина занимает достаточно нейтральную позицию в этом вопросе, хочет, чтобы всё было естественно и без принуждения со стороны. Но, эти беседы... Доходит вплоть до того, что родственники интересуются будем мы рожать детей или расходиться, что мы эгоисты и не хотим принести себя в жертву. Всё это повергает меня в стресс и нежелание вообще разговаривать со своими родственника, мы не слышим друг друга, а хотелось бы хоть немного тактичности и уважения в отношении этих вопросов. Я волнуюсь, что однажды сдамся под напором матери, рожу наконец-то ребёнка, но буду испытывать только тягость, раздражение и разочарование от того, что сделала это не для себя и любимого, а для всех остальных и их спокойствия. Боюсь, что всё это разрушит мои отношения либо скажется не самым лучшим образом.
Автор вопроса: Анжела Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Анжела, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение.
Вы пишите, что бабушка и мама довольно активно вмешиваются в Вашу жизнь и настаивают на рождении ребенка, тогда как Вы сами пока не приняли для себя решение по данному вопросу.
При этом Вы испытываете противоречивые чувства - раздражение, злость, разочарование и вину. Конечно, Ваши личные границы нарушаются родными довольно бестактно и Вы имеете абсолютное право злиться и раздражаться в связи с этим.
Но в то же время в Ваших силах четко обозначить свою позицию по данному вопросу, к примеру: " мама и бабушка, мне крайне неприятно, что вы слишком активно вмешиваетесь в мою личную жизнь. Рождение ребенка - это серьезный шаг и я сама вместе с моим мужчиной примем решение по данному вопросу. Пожалуйста, очень прошу вас больше не возвращаться к обсуждению этой темы. Сразу хочу вас предупредить, что готова общаться с вами на любые другие темы, кроме этой и впредь просто буду прекращать диалог - вешать трубку, уходить из комнаты и пр. Очень надеюсь, что вы серьезно отнесётесь к моим словам и нам больше не придется это обсуждать. Вы для меня очень близкие и дорогие мне люди, мне важна ваша поддержка и понимание".
Очень важно провести этот диалог в наиболее комфортной обстановке и уважительной форме, но в то же время высказаться достаточно твердо и однозначно.
Следующий вопрос в том, чтобы принять свое право на личные границы в т.ч. и в отношении родственников. Какой властью Вы сами наделяете маму и бабушку? Имеют ли они право на столько вмешиваться в Вашу жизнь? Какое место в своей жизни будет правильнее им ответсти? Да, мама дала Вам жизнь, заботилась о Вас, растила Вам и в этом, скорее всего, ей помогала бабушка. Но это был выбор мамы и бабушки. И Вы им за это благодарны. Но это не значит, что Ваша жизнь теперь принадлежит им и они в праве требовать от Вас соответствия их ожиданиям. Это в корне эгоистично с их стороны и не корректно. Мне в этом плане очно нравится восточная мудрость: " Ребенок- гость в твоём доме. Накорми, обучи и отпусти его". Видимо, им очень сложно "отпустить" Вас и перестать контролировать Вашу жизнь. Но в Ваших силах ускорить этот процесс и твердо обозначить свое отношение к поднимаемым ими вопросам (скорее всего не только в отношении ребенка).
Теперь вопрос с виной. И это чувство как раз берет свое начало в Вашем убеждении, что Вы не соответсвуете их ожиданиям. Но должны ли Вы им соответствовать? На сколько это убеждение верно? Какое убеждение будет наиболее адаптивным? Виноватыми людьми очень легко управлять, манипулировать, так, пожалуйста, попробуйте искренне ответить на вопрос: в чем именно Вы виноваты? В том что хотите прожить свою жизнь?
Конечно, работа с убеждениями требует времени и внимательного, бережного, поддерживающего отношения к себе. Но этот путь того стоит. Путь, который поможет начать жить именно той жизнью, которая Вам подходит.
Буду рада ответить на вопросы и продолжить работу в случае необходимости.
Берегите себя.
С уважением,
Алёна