Маме 69 лет. Хочет жить вместе. Попытка манипулировать или необходимость?

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне 42 года. Моя проблема в том, что моя мама хочет жить вместе со мной.
Сейчас ей 69 лет. Она, я и мой сын 11 лет живем в 2-ке. Она дома целый день. Когда я прихожу домой, обед готов, ребенок накормлен и сделана часть уроков. Но мне не комфортно. Прихожу домой как не к себе. Там все не так как я хочу, не могу найти вещи.
Мама всегда работала руководителем, принимала все решения в семье. Отец любил выпить и потом долго болел. Годами она ухаживала за ним. С тех пор как я закончила ВУЗ и нашла работу, я стала снимать комнату и жить отдельно. Не только из-за проблем отца, но даже в большей степени из-за прессинга мамы. Мне было необходимо получить опыт самостоятельной жизни. Однако, после того как родился ребенок и мы с мужем взяли кредит для строительства новой квартиры, нам пришлось переехать к родителям исходя из состояния наших финансов. Сейчас с мужем мы развелись и давление мамы более ощутимо.
Ситуация усугубляется тем, что у нас разные стандарты чистоты. У нее они такие, какие она переняла от своей бабушки, жившей 60 лет назад в деревне. Когда я прихожу домой, то не знаю, что делать – либо становиться и перемывать всю посуду, мыть полы после того, как там кто-то готовил, холодильник, туалет и ванну … либо тихонько по стеночке проходить в свой угол и не высовываться.
Дошло до того, что я совсем не хочу возвращаться домой, не хочу что-то делать там. Стараюсь там не кушать. Мне приходится дополнительно тратить деньги на еду. Прежде чем сходить в душ или отправить туда сына я должна тщательно помыть ванну, собрать оттуда волосы и пр.
Летом она уезжает на дачу. Первое что я делаю - отмываю квартиру. Валюсь с ног от усталости, но я счастлива.
Разъехаться мы можем, т.к. достроили новую квартиру (та, где живем сейчас – родительская), но она очень не хочет этого. Начинаю обсуждать это – в глазах ужас. Говорит : «Давление повышается, как я буду одна?» Я стараюсь быть мягкой, говорю : «Если давление высокое – надо скорую вызывать, что я сделаю?» Она говорит : «Ну, все-таки…». Осложняется еще тем, что в такой ситуации ей придется жить в новой квартире, а не в той, где она жила годами. Мы с сыном с радостью поехали бы в новую. Но тогда он не сможет учиться в гимназии, как сейчас, а она одна из лучших в городе. Про этот вариант не хочет слышать ни мама, ни сын, да и я считаю не правильным.
Уже три года я делаю ремонт в новой квартире. Денег не хватает, все приходится делать своими руками, выкраивая часы на выходных. Научилась ставить сантехнику, шпаклевать стены и класть ламинат. Чтобы она могла переехать в чистую красивую квартиру. Но чем дальше, тем больше ей этого не хочется. А у меня чувство вины, как будто я отталкиваю ее. Но и жить вместе я ну никак больше не могу. Если бы она не могла себя обслуживать – другое дело, но это не так.
Говорить с ней об этом невозможно, она сразу сильно обижается и не слышит меня. Говорит, что останется жить в деревенском доме на зиму. Но там плохое мед. обслуживание и более тяжелый быт, нет горячей воды.
Дело еще осложняется тем, что я встречаюсь с мужчиной. Возможно, мы стали бы жить вместе, если бы имели такую возможность.
Когда звоню и спрашиваю: «Как ты себя чувствуешь?», отвечает : «Еще жива», пытаясь вызвать чувство вины. Болезненно реагирует, если задерживаюсь или уезжаю с сыном на весь день.
Я хочу понять, поступлю ли я подло, если буду настаивать на ее переезде в новую квартиру. Стану ли плохой дочерью. Моя мама считает, что так.
Также меня беспокоит, как посмотрит на это общество, наши родственники, особенно если она будет рассказывать ситуацию со своей точки зрения. Как понять, когда я должна забрать ее, если состояние ее здоровья ухудшится, а когда она пытается манипулировать мной, козыряя поднимающимся давлением.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Приймаченко Наталья Викторовна.
Анастасия, добрый день.
У меня возникло какое ощущение, что вы хотите разрешения от другого человека. Чтобы кто-то другой сказал, подло вы поступаете или нет.
Но разве кто-то имеет на это право?
Если посмотреть на ситуацию со стороны, получается, словно вы не можете выражать негативные чувства к ней, а она может. Будто вы лишены права голоса, хотя при этом понимаете, что ее претензии часто не обоснованы. Возможно, суть этих претензий в том, чтобы они просто были? Это легко проверить. Вспомните ситуации, когда вы сделали, как она просила - и какая была реакция.
Рискну предположить, что плохой дочерью вы останетесь для нее в любом случае (иначе сейчас она бы относилась к вам иначе, если вы не настаиваете на ее переезде).
Возможно, вы пытаетесь избежать ее осуждения. Но давайте предположим, что осуждение все равно будет. Как бы вы действовали тогда? И что бы вас заботило, если бы не страх ее осуждения? Чтобы вы тогда думали об этой ситуации?
Подумайте над этими вопросами - и если не получится разобраться самостоятельно, обращайтесь за консультацией.
Хорошего дня!