Мама упрекает, что не люблю сестру.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи! Помогите, пожалуйста, рекомендацией, как можно поступить.
Вкратце: отношения с матерью у меня сложные, её образ - уходящая в себя, в мужчин, в алкоголь и пр. В общем - я всегда пыталась заслужить её любовь и внимание, но увы, напрасно. Сравнение с другими детьми, обесценивание моих талантов и творчества прилагалось. Тяжелое детство. Помимо меня у неё ещё два ребёнка, последнего она родила в прошлом году. И если с первым ребёнком меня хоть как-то что-то связывает, видимся иногда и общаемся, то с этим ребёнком - нет. Более того, у неё новый муж (все дети от разных мужчин), алкоголик и в целом не уравновешенный человек, и из-за ругани с ним она даже не хочет, чтобы я приезжала. Т.е. я не могу даже приехать к ним в отпуске, скажем, хотя это мои родные места. И при этом это всегда подается под соусом, что она так сильно нас, детей любит, всё для нас сделает, но каждый раз выбирает мужика. Вплоть до того, что мой брат, которому 15, сейчас живёт один, потому что не могут ужиться с её мужем.
Когда она родила третьего ребёнка, она спросила у меня, рада ли я. На что я ответила, что это в первую очередь их ребёнок и родили они его для себя. Она обиделась. Впоследствии, я пыталась наладить связь, порывалась приехать, всегда предлагала помощь, но в итоге всё это проплывало как-то мимо. Один только раз я приехала, привезла подарки мелкой. При том, что тратя в дороге 6 часов в день, она даже не хочет, чтобы я на ночь оставалась, типа положить меня негде (а я не против даже на полу спать) и муж будет нервничать.
И вроде как всё, я постепенно отпустила её, поняла, что в её жизни нет для меня места, да и я уже взрослая, незачем навязываться, как тут она начинает скидывать мне фотографии мелкой. Естественно, у меня никаких эмоций по этому поводу нет, я этого ребёнка видела единожды в жизни. Я отреагировала довольно сухо, на что мать мне сказала: "Я, конечно, понимаю, у вас проблемы, особенно сейчас, но они так или иначе есть у всех, у каждого свои. И я просто хотела порадовать, маленькие дети всегда дарят радость и улыбку, тем более, это твоя сестра, но тебе, как я уже поняла, пофиг до нее. Спасибо, что хоть Степку не забываешь." Цитирую, исправлена пунктуация. И вроде я чувствую какую-то вину, что может, мне действительно следовало более мягко отреагировать. А с другой - она сама всё это допустила, и я много раз пыталась как-то проявить себя. И она продолжает требовать каких-то радостей в свою сторону, продолжая держать меня на дистанции. Ну и самое главное, если ей приносят дети радость, то слава богу, но почему они должны приносить радость мне? И то, что она моя сестра - это только по крови, и то, не целиком, а связи какой-то нет, опять же по причине того, что мы виделись единожды. Мне хочется как-то донести до неё это, и не быть виноватой во всех грехах. Пока что я ничего не ответила ей. И я могла бы всё то же самое написать ей, но уверена на 99%, что она всё выкрутит так, что я её ненавижу и вообще ужасный человек и мне это вернется. Помогите, пожалуйста. Благодарю за ответ!
Автор вопроса: Мария Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Здравствуйте, Мария!
...Очень важно, как много вы осознали о вас и вашей маме: "И вроде я чувствую какую-то вину..."; "В общем - я всегда пыталась заслужить её любовь и внимание, но увы, напрасно".
...У меня ощущение, что взрослая - это вы, а ваша мама - как будто "символическая дочь". Как будто бы вы "поменялись ролями". Что, к сожалению, встречается не так редко....
...Вряд ли вы сможете радоваться маленькому ребенку, потому что вы, как ребенок своей мамы, не получили достаточно тепла. И ваше движение к маме прервано ее стремлением к мужчинам, в свою жизнь, в алкоголь или еще куда-то (во всяком случае, такой образ мамы у вас внутри).
Что с этим делать? Прежде всего, разграничивать ваши роли. Попробуйте произнести фразу: "Ты - моя мама, я - твоя дочь. Ты - большая, я - маленькая". Прочувствуйте ее. Какие эмоции она вызывает у вас?
Если мама скинула вам фото, прежде чем отвечать или не отвечать, задержитесь, прислушайтесь к своим чувствам. Что вы испытываете? Это важно. Но совершенно точно, что вам сложно будет искренне радоваться ребенку, которого вы ощущаете далеким... Возможно, получающим то, чего не получили вы. Не осуждайте себя за это. Это нормально.
Вам важно "достроить" образ мамы внутри себя. Найти "материнский объект", кто может дать вам место, утешить в трудную минуту, поддержать и помочь... Такую "символическую маму", к которой можно прийти. Часто такой процесс происходит в индивидуальной терапии. Иногда - в религии. Иногда - с подругами. В поддерживающей терапевтической группе. Хуже, если это будет проецироваться на мужчин...
Чтобы не "выслуживать любовь" реальной мамы, нужно напитаться - поддержкой, теплом и любовью. Когда у нас это в избытке, не нужно ничего "выслуживать". Здесь идеальный вариант - личная терапия.