Мать считает, что я несмотря ни на что априори эгоист и всегда против неё.

Вопрос психологу:
Проблема заключается в том, что у моей мамы последние полгода серьёзные проблемы на работе, связанные с неопределённостью её положения в коллективе (она врач, работает в медицинском учреждении). К сожалению, она воспринимает всё близко к сердцу и данную ситуацию она очень тяжело переживает. Я внимательно слушаю её, успокаиваю, стараюсь таким образом поддержать морально. В ответ на мою психологическую поддержку в отношении меня я постоянно слышу агрессивные атаки следующего содержания: что я являлся всю жизнь "женоподобным эгоистом", что у меня "немужское поведение" (при этом на вопрос, "что ты считаешь мужским поведением?", она закатывает глаза и с ухмылкой молчит...), что я "скандальный" и "слабоумный" (не хочу хвастаться, но у меня серебряная медаль и я иду на красный диплом университета). Один раз дело дошло до рукоприкладства в мой адрес. Выводом всего вышесказанного ею является то, что я якобы садист испытываю удовольствие от её проблем и все её проблемы по жизни из-за меня.... Очень тяжело слышать такие реплики в свой адрес, так как я человек ранимый и не стрессоустойчивый. В детстве я часто рыдал из-за этого. Сейчас я по-крайней мере стараюсь (хоть и не всегда молча, к сожалению) переносить это молча, т.к. я уже не знаю, как можно ответить на это аккуратно и интеллигентно. Помогите пожалуйста, как разобраться с этой проблемой, потому что в любом случае я буду выставлен евнухом, виноватым и морально неполноценным. Всё что я не сделаю для её успокоения, всё выворачивается против меня. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Роман Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Ширяева Вера Васильевна.
Роман, здравствуйте.
А зачем Вы ее успокаиваете? Она просит об этом? Если Ваша моральная поддержка вызывает агрессию, то может сменить тактику — перестать успокаивать. Всегда ли Ваша мама унижает Вас, или только когда у нее проблемы? Почему Вы позволяете выставлять себя виноватым и морально неполноценным? Что Вы при этом чувствуете? Соглашаетесь ли Вы внутренне с ней или нет? Вы полагаете, что на оскорбления всегда надо молчать или отвечать аккуратно и интеллигентно? Спойлер — это далеко не всегда можно и нужно делать.
Может быть у Вас с детства сформирован запрет на выражение негативных чувств?
Очевидно, что Вам надо дистанцироваться, отделиться от мамы, если не возможно физически, то хотя бы ментально.
Вряд ли она всегда была такая. Возможно у нее много обиды. Скорее всего, она чувствует себя жертвой. Возможно, в ее сознании жизнь разделилась на два полюса: все добро сосредоточено в ней и в прошлом, а все зло в мужчинах и в настоящем.
Попросите у мамы прощение, за то, что все проблемы в ее жизни из-за Вас. Скажите, что Вы никогда не хотели создавать ей проблемы, и что Вам искренне жаль.
Поблагодарите за то, что она дала Вам жизнь и вырастила Вас. Скорее всего, ей пришлось не легко.
Скажите, что уважаете ее и любите (только, если это действительно так).
Объясните, что теперь Вы взрослый и самостоятельный человек, даже если материально еще зависите от нее. И что для вас обоих очень важно психологически отделиться друг от друга. Что Вы больше не будете ее утешать, болезненно реагировать на ее оскорбления, переживать из-за того, что испортили ей жизнь. Что у Вас есть личное пространство, в которое Вы впускаете только по своему приглашению. Что Вы цените себя, уважаете и принимаете таким, какой Вы есть, даже, если Вы далеки от совершенства.
Конечно, мама может Вас не выслушать или сказать что-то обидное. Это не страшно. Главное, чтобы Вы сами усвоили для себя эти простые истины про прощение, благодарность, любовь, и про свою отдельность, независимость.
А с ранимостью и стрессоустойчивостью Вы можете поработать с психологом или, изучив разнообразную и многочисленную литературу на эту тему.
Счастья и здоровья Вам, Роман. И всего самого-самого доброго.
С уважением, Вера.