Постоянный негатив от мамы. Надоело, достало.

Вопрос психологу:
Мне 34 года. У меня есть муж и ребёнок. Мы живём с моими родителями. Отец всю жизнь пил. Года 4 назад ему отняли ногу. У него не все в порядке с головой. Моя мама за ним ухаживает. Я работаю Семенами и получается так, что и с моим ребёнком она находится много времени. Мой муж и я понимаем все её домашние проблемы и заботы, но когда мы приходим домой то выслушиваем целый ушат негатива от неё. Как она устала, что отец отказывается от еды, она начинает орать на ребёнка, а мы с мужем вообще как красная тряпка на быка. Куча негатива. Мы стараемся делать для неё все. Дарим подарки, которые она не принимает и демонстративно показывает что ей это не надо. Даём ей денег, предлагаем съездить в санаторий с ребёнком, развеяться, отдохнуть от отца, на что она говорит что ей плохо и никуда она не победит. Купили дачу. Привезли их вместе. И тут она опять начинает кипеть негативом, даже смешно - ступеньки слишком высокие, зачем второй этаж мне трудно туда подниматься, я не буду готовить на этой плите и все в таком духе. Каждый день моет полы. Купили паровую швабру чтоб было легче - она к ней даже не притронулась. Говорим- давай мы сами все сделаем, сядь, отдохни. Нет же, все выхватывает из рук и начинает делать, все равно что, лишь бы что. Мы устали от неё, у нас нет никакой личной жизни, она все время ставит наши решения в штыки, это не так, делаете не так. Надоело, достало. Реально крик души. Посоветуйте, подскажите, что нам делать? Причём ребёнок у нас растёт и уже начинает многое понимать. Иногда вечером мы лежим с ним разговариваем, он говорит--почему бабушка так делает, за что она орёт на меня? Помогите!!!!
Автор вопроса: Анна Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Ширяева Вера Васильевна.
Анна, здравствуйте.
В семье, где отец пьет или пил — мать созависима. Это значит, что так же как муж испытывает непреодолимую тягу к алкоголю, жена испытывает непреодолимую тягу опекать, контролировать, додумывать ситуацию, преследовать и спасать. Она чувствует себя сильной на фоне слабого мужа, она берет на себя ответственность за семью и так повышает собственную значимость. Она полностью зациклена, на жизни семьи — испытывает навязчивую потребность заботиться о других, старается манипулировать, «перевоспитывать», и одновременно чувствует себя жертвой, и в глубине души обвиняет семью во всех своих жизненных несчастьях.
При этом, она не видит себя, отрицает свои чувства, в результате чего, не может удовлетворить собственные потребности, потому что они не распознаются. Это приводит к внутреннему напряжению, хроническому недовольству, которое накапливается и периодически взрывается приступами ярости. Она кричит от боли.
Постоянно испытывать тревогу, страх, вину, обиду, злость, безвыходность и бессилие — это становится не просто нормой, а не осознаваемой потребностью. Созависимые продолжают отдавать, даже когда и отдавать нечего, и сил нет. Они не умеют по другому реагировать и выстраивать отношения и упорно ходят по деструктивному замкнутому кругу.
Обычно, такая модель поведения и мышления формируется как реакция на детскую травму, как способ справиться со стрессовой ситуацией, выжить, приспособится к условиям существования. Самое неприятное, что модель эта передается из поколения в поколение.
Созависимые отношения самые крепкие, их трудно разорвать, выскочить из них, потому что человек выстраивает на них свою самооценку и идентичность.
Ваша мама не понимает, что с ней не так. Она старается для всех вас, хочет, как лучше, у неё исключительно благие намерения. Она убеждена, что проблема связана с вами и продолжает жаловаться на жизнь, надеясь и пытаясь исправить вас.
Но Вам то что делать? Разъехаться с родителями видимо нет возможности, да и ребенка оставлять все-таки спокойнее с мамой, чем с самой хорошей няней.
Вам, Анна, надо научиться не включаться эмоционально в конфликты. Только осознав, что Вы выросли в созависимой семье, а значит приобрели свойственные ей модели поведения, Вы можете исправить ситуацию, отказавшись от этих моделей.
У Вас за годы проживания в токсичной среде, скорее всего, накопилось очень много страха, обиды, вины, злости, стыда, отчаяния. Необходимо осознать все эти чувства, перепрожить и освободиться от них. Потом пробовать новые модели поведения и терпеть чувство неловкости и дискомфорта в первое время.
Вам надо научиться не включаться в привычную игру в спасателя, жертву и агрессора. Это очень не просто, но возможно, главное не отступать, не опускать руки.
Поставьте себя в центр своей жизни и возьмите всю полноту ответственности только за себя. Запишите четкие ответы на вопросы: Что Я буду делать, если мама начнет орать? Что Я не буду делать, если мама начнет орать? Где Я буду искать поддержку? Какие у Меня есть ресурсы для решения проблемы?
Пусть это будут Ваши первые шаги на пути к осознанности, здоровым отношениям, к счастью и любви.
Всего Вам, Анна, самого-самого доброго.
С уважением, Вера.