Вижу, что мама вызывает рвоту.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Честно не знаю, к кому обратиться насчёт моей ситуации, поэтому пишу вам. Моя мама - бывшая профессиональная спортсменка, сколько я её знаю - она всегда была красивой, высокой и худой. По-модельному худой: 51-52кг при росте 172. Я по её меркам полная, из-за этого в прошлом было множество скандалов, попыток заставить меня худеть, тотальный контроль веса, питания и тд., однако сейчас эта ситуация более менее нормализовалась. Мама всегда агитировала за здоровое питание, спорт и своим примером доказывала эффективность этого, но есть одно но: у меня есть стопроцентная уверенность, что по вечерам после еды она вызывает рвоту. Весь она практически не ест: стакан кофе с каким-то небольшим перекусом, и если раньше я не видела, чтобы она ужинала в нормальном значении этого слова (ела что-то небольшое вроде маленько порции салата или пары оливок с куском сыра), то сейчас я замечаю, что она стала больше есть на ужин и регулярно КАЖДЫЙ ДЕНЬ закрываться в ванной. Я пишу "в последнее время", но на самом деле мне страшно даже подумать, сколько это длится: точно не месяц, не три и не четыре, больше. Возможно это хроническая проблема, но я не замечала её раньше. Но факт в том, что я каждый вечер захожу в её комнату чтобы увидеть, что собака ждёт, пока она выйдет из ванны, и каждый вечер слышу характерный звуки. Я могу с уверенностью сказать, что не ошибаюсь: раньше я сама имела ту же проблему, вызывала рвоту после любого более менее плотного приёма пищи, и знаю, что лицо характерно отекает после каждого такого "сеанса", что заметно когда она каждый вечер когда выходит из ванной.
Проблема в том, что у меня не такие близкие и тёплые отношения с мамой, чтобы в открытую сказать, что я знаю, что происходит и хочу помочь. Это скорее всего приведёт к скандалу, она будет не просто все отрицать, но валить на то, что это больные фантазии её жирной дочери, которая думает, что худоба может достигаться только такими способами. Обратиться к папе тоже скорее всего не вариант - у меня очень консервативная семья и такое "выступление" автоматически будет воспринято как оскорбление и неуважение.
Честное слово, я очень хочу помочь, очень. Но я не могу найти способ, как это сделать. Меня убивает то, что приходится сидеть и молчать зная, что в соседней комнате моя мама гробит свое здоровье. Буду безумно благодарна вам, если вы сможете помочь. Заранее спасибо огромное.
Автор вопроса: Мария Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Мария!
Нарушения пищевого поведения, а это именно то, что происходит за дверями в ванную с Вашей мамой, могут иметь большое количество причин. Но так или иначе, все они «завязаны» на непринятие своего образа тела.
Тело – это наше основание, то на чем все остальное строится как обычные сооружения. И если есть нарушение в образе тела, то значит и строения могут быть «аварийными».
Вот, например, если вся ценность женщины в ее сознании напрямую зависит от внешности, то и переживать о том, насколько хорошо она выглядит женщина будет постоянно, иногда до болезненности тщательно, подгоняя свой образ под принятый или навязанный ей стандарт.
Не знаю, каким спортом раньше занималась Ваша мама, но думаю, что это что-то, у чего жесткие стандарты к образу тела, где существуют «запреты» на сладкое, жесткая конкуренция по весовой категории и жестокие требования значимых людей соответствовать этим стандартам кнутов без пряников. Поэтому болезненное восприятие любых изменений в фигуре, весе, внешнем виде становится постоянным спутником жизни девочек, которые и во взрослой жизни будут стремиться остаться «воздушными девочками».
И если раньше все это могло быть объяснимо для самого себя необходимостью оставаться в строю, в рядах лидеров в том виде спорта или искусства, которое считалось для человека «делом жизни», то со временем идеальность собственного тела становится самоцелью, поддерживающей иллюзию собственной ценности только в этом ключе.
К слову, и социальные стандарты во всю стремятся поддерживать эту иллюзию, ставя во главу угла совершенство форм, не всегда заботясь о содержании. А в глубине психики просто назревает внутренний конфликт невозможности смириться с собственным несовершенством и уверенности, что все зависит только от самого человека – будет задумываться об этом, будет в поле стандартов среди лидеров «отрасли».
К сожалению, для Вас, Мария, Ваша помощь в каком-либо виде не принесет видимых результатов. Потому что вес в этом вопросе ценности себя в обществе Вы для матери не имеете. В силу разных причин, в том числе и из-за того, что ее ценности (касаемо внешности) не стали Вашими. Только если Ваша мать признает возникшую проблему или увидит очень наглядно последствия своей погони за навязанными ей стандартами на собственном здоровье, Вы можете помочь ей с поиском специалистов психологического профиля для попытки исправить сложившуюся ситуацию.
К сожалению, в ситуация с подобными нарушениями пищевого поведения носит еще и скрытый характер, поскольку признаться окружающим, что эта проблема для них перешла в разряд «насильно решаемых» страдающим РПП сложно. Это все равно, что признаться, что они не могут поддерживать идеальность себя без посторонних усилий, признать свою слабость, неспособность оставаться «вечно молодым», несостоятельность своих жизненных ценностей в столкновении с реальностью.
Но, несмотря на неэффективность любой помощи без признания происходящего проблемой для самого человека, Вы можете создавать поддерживающий фон для того, кто оказался в подобной ситуации. Если заметили недовольство мамы своим внешним видом из-за «округлившихся» боков или щек, постарайтесь высказаться как-то принимающе и поддерживающее такие ее изменения, что-то типа «тебе хорошо в этой одежде форме», «это так подчеркивает твою тонкую талию», «теперь твоя улыбка более открыта, а лицо как будто помолодело». Думаю, у Вас обязательно найдутся слова поддержки. Если в этом процессе Вам удастся заиметь помощников – отца, других родственников для создания атмосферы принятия Вашей мамы и оценки ее усилий по сохранению своей молодости и форм без отказа от обычных и полезных трапез, то будет вообще здорово.
Конечно, без понимания глубинных психологических причин справиться с самой проблемой будет невозможно, но, может быть, отношение близких сможет примирить ее с неизбежностью изменений тела или переключить свое внимание на что-то другое, менее разрушительное для ее здоровья.
В Вашем случае ситуация осложнена тем, что, похоже, проблема долгое время истончала стойкость психики. Возможно, какое-то травмирующее событие просто подтолкнуло к подобным действиям по исправлению своей несовершенности, но факт остается фактом – пока она не желает искать других способов решения возникшей проблемы и достучаться, убеждая ее в ошибочности избранного ею способа сохранить свою привлекательность для окружающих и себя, не получится.
С уважением, Елена Гладкова