Как помочь дочке первокурснице преодолеть страх перед экзаменом?

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Юлия и мать студентки 1 курса университета, специальность компьютерные технологии( 19 лет). Моя дочь крайне неуверенная в себе девушка с низкой самооценкой. Сейчас обучение проходит в он-лайн формате. Она выполняет всю подготовительную работу к экзамену, но в последний момент перед сдачей у нее начинается нервный срыв с криками и агрессией. Наступает полное отрицание процесса сдачи экзамена. Перед сдачей экзамена она не может уснуть всю ночь. Своими навязчивыми мыслями о ее никчемности доводит себя до состояния эмоционального истощения. Перед экзаменом просит меня о помощи, но совершенно ее не принимает. Я чувствую в этой ситуации, что ей больше необходима эмоциональная поддержка, но мои слова поддержки она в таком состоянии не принимает, поддержку на невербальном уровне тоже. Отказывается принимать успокоительные средства. Я впадаю в отчаяние и начинаю плакать. Меня переполняют чувства бессилия и страха. В этот момент, она успокаивается и идет сдавать экзамен. Я чувствую, что ее эмоции приходится переживать мне. Как научить ее самой переживать негативные эмоции? Как мне вселять моей дочери уверенность в себе и конструктивно построить диалог в данной ситуации? Спасибо за ответ!
Автор вопроса: Юлия Возраст: 50

На вопрос отвечает психолог Шмыголь Ольга Васильевна.
Здравствуйте, Юлия!
Описанное Вами поведение дочери (нервные срывы с приступами агрессии, навязчивые мысли, бессонница, нервное истощение), неуверенность и заниженная самооценка, о которой Вы пишите — это повод для самостоятельного обращения Вашей дочери к психотерапевту, который сможет провести диагностику и при необходимости назначить ей медикаментозную терапию и курс психотерапии. Чрезмерные учебные нагрузки, стрессовые ситуации, связанные с экзаменами и другие эмоциональные перегрузки, могут только усугубить ее психоэмоциональное состояние, если не обратиться вовремя за помощью к специалисту. Поэтому рекомендую Вам убедить ее в необходимости посещения специалиста. Если ранее она состояла на учете у невролога, можно обратиться изначально за помощью к нему.
Судя по тому, как Вы вовлекаетесь в процесс сдачи и подготовки экзаменов Вашей дочери, можно говорить о некотором слиянии Вас с ней, о сепарации, которая не произошла. Это отдельная тема, с которой лучше всего работать под руководством психолога для того, чтобы осознать психологические причины, мешающие данному процессу. Необходимо понимать, что Ваша дочь уже взрослый человек, а Вы до сих пор почему-то взаимодействуете с ней как с ребенком, пытаетесь помочь ей, научить чему-то. К сожалению, пока Вы будете общаться с ней как «Родитель» с «Ребенком» (помогать, учить, «вселять» уверенность), а не с позиции «Взрослый»-«Взрослый», самостоятельности и ответственности с ее стороны не будет. Ведь только тогда, когда Вы «меняетесь» с ней ролями: Вы становитесь «Ребенком» (впадаете в отчаяние, начинаете плакать, испытываете бессилие и страх), она может успокоиться, взять на себя ответственность, и как знающий все «Родитель», пойти спокойно сдавать экзамен. Но данный способ взаимодействия будет для Вас разрушителен, так как Вы постоянно будете переживать негативные эмоции. Рекомендую Вам пересмотреть свое поведение по отношению к дочери, постараться выстраивать с ней взаимодействие как «Взрослый» со «Взрослым». В общении можно использовать технику «Я-сообщений», которая позволяет избежать конфликтных ситуаций, выразить свои переживания и конструктивно выстроить диалог.
Юлия, то что Вы начинаете переживать эмоции дочери, свидетельствует о нарушении личностных границ (дочь нарушает Ваши границы, а Вы — ее), от этого возникает сильный дискомфорт. Попробуйте сами себе ответить на вопрос: что такого страшного случится, если Вы перестанете вовлекаться в процесс ее обучения и сдачи экзаменов? Чувства отчаяния, бессилия и страха, которые Вам "приходится переживать", лучше обсудить на консультации с психологом, а также проанализировать жизненные ситуации, в которых были подобные эмоциональные переживания.
С уважением, психолог Шмыголь Ольга Васильевна.