Мама эгоист. Чувствую себя очень виноватой за сложившийся разговор.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Помогите пожалуйста взглянуть здраво на ситуацию. Я живу с мужем моими детьми и моей мамой. Маме 69 лет. Она ранее помогала мне с детьми, а мы с мужем ни за что с неё денег не брали. Дарили подарки. Я готовила еду на всех и стирала у убирала за всеми включая маму. Мама живет на нашей территории. При этом имеет трехкомнатную квартиру в которой живет мой брат( ее сын). Мама заболела, выпила кучу лекарств и у неё на этом фоне отказали ноги. Она может только до туалета дойти с горем пополам. Так уже 3 месяца лежит. Муж спросил у меня- а когда она к себе домой поедет? Я сказала что она сейчас болеет и не сможет( нужно ехать в другой город). Он также сказал что женился на мне а приходится жить с моей мамой. Причём мама с нами живет больше 4 лет. А мама больше 4 лет ни на что деньги свои не тратила. У неё скопилась хорошая сумма. Мой брат не работает. У него нет семьи. Он не хочет работать. Его все это время содержала мамина сестра. Сегодня мне мама выдаёт- сходи к юристу и оформи доверенность на ее сына( моего брата) чтобы он всеми ее деньгами распоряжался. Я тут обиделась - а почему все ему? Я же тоже ее дочь и к тому же иду наперекор мужу чтобы она с нами жила. Дело тут не в деньгах. Они мне нужны. Просто обидно стало- опять все ему!!!!! Не смотря на все я тоже люблю своего брата. Он же не виноват. Дело в том что она всегда любила своего сына больше. И я это всегда чувствовала. К тому же нас с братом полностью воспитывала бабушка до 7 лет. Родители ни финансового ни физического участия не принимали. И когда мне мама сказала перевести все счета под его контроль- я подумала и спросила как она дальше видит свою старость. Или она рассчитывает на то что мой муж будет ее дальше содержать? Я сказала что если мне за ней придётся ухаживать и менять ей памперсы- то я не смогу полноценно уделять время своим маленьким двум детям, также не продвинусь по карьерной лестнице. Я же не всемогущая. Так же я сказала что мой муж не обязан ее содержать финансово. Он ей вообще чужой человек и у него есть своя мама. Я предложила ей не отдавать все деньги брату. А придержать их- может на них ещё ей придётся сиделку нанять если полностью откажут ноги. Мой брат кстати сказал что ухаживать за ней не будет. Я сказала маме что если бы я работала- то проблем бы меньше было потому что наняла бы ей сиделку за свои деньги и все. А на сегодняшний день я полностью Финансово завишу от мужа . Я конечно же не выгоняю маму. Я помогаю ей- все делаю для неё. Нашла хороших врачей. Купаю ее, готовлю еду и тд. Но меня пугает то что вдруг придётся все это тянуть годы и мои дети останутся без внимания, а я без карьеры. Я же не смогу работать. Потом я стала сильно переживать за то что ей все это сказала. А на меня попрекнула что помогала с детьми. Ну в знак благодарности- я ей готовила еду, мыла, убирала и стирала ее вещи. К тому же она пару раз на 4 месяца с моим мужем оставались одни с детьми. А я училась в другом городе. Но я хотела тогда забрать детей и жить с ними во время учебы. Но моя мама устроила скандал и сказала что лучше будет одна с ними чем мы все в маленькой квартирке плюс моя учеба. Я согласилась. Я стала переживать что спросила у маме о ее старости. Может в душе она рассчитывала на нас с мужем. Она скорее всего наверное считает что мы ей должны. Но никогда не считала что должна моей бабушке которая нас на свою пенсию до 7 лет воспитывала. Подумала что может не надо было ничего говорить? Дошло бы дело до полной инвалидности- тогда бы и обсудили. Я сильно распереживалась что весь день болела голова. Помогите пожалуйста расценить Я чувствую себя очень виноватой перед мамой за сложившийся разговор. Если бы я была на мамином месте- то я бы только все делала в интересах своих детей. Но я совсем другой человек. А моя мама- это полная противоположность меня. Она больше всего старается о себе прежде всего подумать.
Автор вопроса: Оксана Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Оксана!
Ситуация, о которой Вы пишите – это о личных границах и о способах их защиты.
Формирование личных границ начинается в семье и именно в ней начинают формироваться способы взаимодействия с окружающим миром, способы взаимодействия личных границ каждого с границами других.
Ребенок в семье воспринимает подобные способы через взаимоотношения близких, родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, дядей и теть. И если значимые для него в семье люди нарушают границы тех, кто рядом, то последствия таких нарушений очевидны – ребенок плохо понимает, где находятся его границы, что он может в рамках этих границ делать, с чем соглашаться, а что отклонять, что может быть приоритетом лично для него, как отстаивать и защищать их от посягательств других.
Как происходят подобные нарушения? Противопоставления своих желаний и требований к другому желаниям и требованиям самого другого, выставление требований и жестких ограничений, которые не лают возможности узнавать свои возможности, генерировать свои желания, опираться на них и следовать за своими целями. А еще игнорирование прав тех, кто рядом, не признание за ними возможности иметь свое мнение, свои желания и потребности. Ну и классика жанра – диктат в семье. Когда один из членов семьи лучше знает, что нужно другим, как им строить свою жизнь, а в случае «несогласия» кого-либо из тех, кто находится в его окружении формирование «долговых обязательств» у несогласного.
Обычно, последний способ нарушения границ наблюдается в детско-родительских отношениях, в которых родители, по сути, так и не стали «взрослыми», не способны принимать ответственность за свою жизнь и нуждаются в подтверждении своей ценности в глазах других, получать которое готовы обычными способами манипулирования другим – упреки, навязанная благодарность, «социальные» и «морализированные» долговые обязательства в отношениях.
Начнем с того, что появление ребенка – сознательное решение в партнерских отношениях взрослых людей. И в основе своей, не смотря на навязываемые общественные стереотипы, всего лишь нарциссическое желание продолжить себя в мире, бессознательное желание оставить след. Родительство, и материнство, в частности, запускает множество процессов в человеке, некоторые из которых напрямую связаны с удовлетворением своих неудовлетворенных самостоятельно желаний. Желание обладать властью над другим, желание быть лучшим, быть важным для другого, быть обеспеченным за счет другого – это лишь часть таких скрытых желаний. За ними стоит желание быть любимым другим, получить любовь, которую по каким-то причинам не получили в детстве или юности. И способы для этого в таких случаях могут быть разными. В Вашем случае, страх остаться ненужной собственным детям у Вашей матери проявляется в необходимости заботиться о Ваших детях, давая видимость Вашей большей свободы и самореализации, а по сути, демонстрация незаменимости и важности ее для Вас и ожидание такого же отношения в ответ. В случае с братом, любовь которого она готова «покупать» материальными благами, это тоже, на мой взгляд, демонстрация необходимости матери в его жизни, а, следовательно, и ожидания ответной подобной демонстрации на перспективу.
Мне сложно судить о реальных страхах и проблемах в жизни Вашей матери, которые приводят к такого рода ее поступкам и поведению, но осмелюсь предположить, что она оценивает перспективу своей старости именно с позиции своего отношения к своим родителям. Рано или поздно подобную оценку делают все, кто приближается к устрашающей конечной точке своей жизни. И тогда понимание того, что где-то они сами не смогли или не захотели оказать подобные знаки внимания своим родным, начинает угнетать и заставляет делать нечто, что в рамках их сложившихся представлений обяжет, заставит другого не оставлять его с его страхами один на один.
Ну и опять о границах. Если человек не признает границы других, то и свои ощущает плохо. Поэтому желание слиться с другим, стать частью его жизни они приравнивают к гарантии своего благополучия, своей защищенности. Плюс реалии наших «традиций», которые не предусматривали опеку за престарелыми родителями на расстоянии, а рассматривают необходимость тянуть эту иногда в прямом понимании лямку обязанности на своей территории, не учитывает желания или возможности другого и традиции, в которых приходится существовать другому.
И тем не менее, границы Ваши и Вы вправе устанавливать их и защищать так, как Вам удобнее и нравится. И выбирать уровень близости тоже их право.
Еще похоже, сепарация, которая происходит с двух сторон, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя, не прошла у Вас с матерью одинаково. Она, похоже, все еще считает Вас не самостоятельно функционирующей личностью, а ребенком, у которого можно узурпировать его право быть независимым и навязывать свою близость на своих условиях.
Что делать? Да много чего. Начать работу по пониманию и укреплению своих границ. Научиться говорить «нет» даже в тех случаях, когда Вам настоятельно намекают на невозможность принять отказ. Расставлять приоритеты в своей жизни. Научиться демонстрировать свою любовь близким, не позволяя им покушаться на Ваши границы и личное пространство.
Забота бывает разной. И не только требующей личного присутствия возле нуждающегося. Поэтому сиделка иногда меньшая потеря и большая безопасность для собственной психики, чем присутствие упрекающей и требующей очной демонстрации любви родственницы, а отдаление от себя более безопасно для ценных для Вас людей рядом, чем нагнетание обстановки в Вашей семье в связи с вынужденным присутствием страшащейся одиночества матери. Подумайте над возможным уходом за ней сиделки на ее территории, тем более, что такая территория есть, установите частоту и способы контактов, которые будут удобны для все, а не только для одного. Ну а с чувством вины тоже можно работать, в том числе и с психотерапевтом. Оно не должно диктовать условия Вашей жизни, влиять на ее качество.
Учитесь заботиться о другом, не забывая о себе.
С уважением, Елена Гладкова