Мама алкоголик, папа ушел.Как отпустить детские травмы и что делать?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток, мне кажется я теряю себя и не знаю что с этим делать, мне очень страшно, все мои проблемы пошли из тяжёлого детства, мои родители развелись когда мне было 4 года, папа ушёл в другую семью, а мама...мама начала пить, в основном это не особо крепкие напитки, но ежедневно и в большом количестве, я росла в бедности и не в самых лучших условиях, я пережила и отсутствие денег и пол года без электричества за неуплату, год без тёплой воды и отопления, и даже какое-то время жизни с тараканами в полной разрухе. Я ненавидела праздники, потому что мы их не отмечали. Я помню, что все детство я находилась в постоянном страхе и одиночестве, боялась, что кто-то узнаёт как у нас на самом деле обстоят дела в семье, узнают, что мама пьет, узнают, что у нас долги, боялась звонков в дверь от коллекторов, боялась приходить домой и видеть маму в нетрезвом виде, боялась всего. Ведь на публике мы делали вид счастливой семьи, мама всегда ходила на работу ухоженной и счастливой, а я в школе имела подруг и делала вид, что у меня все как у всех, я ни с кем не могла это обсудить, да и сейчас я ни с кем не могу поделиться о тех временах. Папа перечислял элементы и не особо интересовался моей жизнью, может, опять же, потому что я говорила, что все в порядке и прикрывала маму. У меня также есть два старших брата, которые давно создали свои семьи и не особо интересовались нашей. Спустя какое-то время все начало нормализоваться, у мамы появился мужчина и она перестала регулярно пить, финансовая ситуация тоже стабилизировалась, но, к сожалению, это было не долго, они разошлись и мама вернулась за старое, вдобавок к этому у них с родной сестрой произошёл конфликт и они оборвали все связи(в этом году 6 лет как они не общаются). Три года назад мой папа ушёл из своей новой семьи и вернулся в наш дом, так как это его дом и идти ему было некуда, и он стал для меня, надеждой на то, что все может наладиться. Именно тогда он впервые узнал, что на самом деле происходило в нашей семье. И действительно, постепенно, все проблемы начали решаться, он выплатил многие долги, мы сделали ремонт в квартире, с деньгами все стало нормализовалось, я поступила в престижное место и я вздохнула с облегчением. Но, к сожалению, мама все до сих пор пьёт, у неё появилась хорошая работа, которую она очень любит, она перестала уходить в запой, но все также, каждый вечер, она покупает пиво, и только в выходные позволяет себе напиться до состояния безобразия, с папой у них вечный конфликт и живут они в доме как соседи, в разных комнатах. Не смотря на ее алкоголизм, я забыла сказать, что во времена между ее запоями, у нас с ней были хорошие отношения, она понимала меня абсолютно во всем, была мне как подруга, давала советы и во всем поддерживала, она никогда не жалела на меня денег и несмотря на наше финансовое положение пыталась дать мне все самое лучшее, чтобы я была наравне со всеми, хорошо одевала и всегда пыталась решить проблемы. То, что мы вышли с той бедности и ее заслуга тоже, именно поэтому сейчас у меня невероятный диссонанс, я запуталась в своих чувствах. Во мне сидит огромная детская обида за те времена и непонимание почему и зачем, но все это вперемешку с любовью к маме и благодарностью за то, что она давала мне все что могла. Я не знаю как к ней относиться, ведь, каждый раз когда она приходит вечером домой с бутылкой пива, во мне сидит ребёнок, который вспоминает отрывки с детства и также остро и по-детски на это реагирует, с обидами и порой даже истериками, мол, мама не надо, остановись. Я понимаю, что она взрослый человек, и пока она сама этого не захочет, ничего не изменится, я на это никак не повлияю, я учу себя реагировать на это более спокойно или вовсе закрывать на это глаза, но автоматически после каждого ее выходного я устраиваю ей молчанку, но, если, ещё в детстве эти приемы хоть как-то работали, и она действительно какое-то время не пила, то сейчас она просто знает, что я долго обижаться не могу и спустя буквально неделю, я снова начну с ней общаться, приду к ней за советом. Я очень часто пытаюсь анализировать эту ситуации, читаю статьи, рассматриваю это с ее стороны и все чаще понимаю, что я не злюсь, нет, мне ее жаль. Мне жаль, что она чувствует себя одиноко, жаль, что у неё нет счастливой личной жизни, что она не может позволить те косметические услуги и вещи, которые она так хочет, так как большая часть нашего бюджета уходит на остаток долгов, она также переживает из-за конфликта с сестрой и ещё много много чего, все свои проблемы, всю душевную боль она пытается запить, мне больно видеть как она себя убивает, но при этом все так же остаётся хорошей и заботливой мамой, ежедневно готовящей вкусные обеды, интересующейся моей жизнью и помогающая с проблемами. Меня разрывает от собственных чувств, я очень переживаю, все больше я теряю с ней связь и все больше волнуюсь о будущем. Я пыталась поднять эту тему между моими братьями и папой, но не получаю взаимности, один ответ, это ее выбор. Я не могу смириться и забить, но и сделать я тоже ничего не могу, я не могу дать то, что ей нужно . В следующем году мне предстоит учиться в другом городе, я с дрожью в сердце представляю разные исходы событий, я боюсь, что без меня она совсем потеряет себя. Я поздний ребёнок в семье, и в отличие от мамы, папа во много меня не понимает, я не могу с ним обсудить ничего, я чувствую себя очень одиноко в семье и не понимаю как разобраться в этом.
Автор вопроса: Яна Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Зигмантас Виталис.
Здравствуйте, Яна,
Во-первых позволю себе высказать свое восхищение вами. Проблемы связанные с употреблением алкоголя родными являются одними из самых сложных в жизни. С ними трудно жить, их трудно понять, трудно обьяснить. Ваша истории жизни и преодоление невероятны. При этом, то как вы озвучиваете свое прошлое, отношение к матери, к себе и окружению, полны здравомыслия, чувственности, отзывчивости и человечности! Невероятно что вы не обозлились или не начали повторять поведение матери, а это часто случается. Яна, в вас я вижу невероятное колличество силы.
К сожалению алкоголизм представляет собой двойственное и не всегда обьяснимое явление. О нем написанно множество книг, которые я конечно не произведу в этом коротком ответе, но психологи всего мира бьются над разрешением этой проблемы, при этом «изличение» от алкоголизма все еще трудноразрешимая проблема. К сожалению ваша мать является неким примером этой проблемы. Хороший человек, по вашим словам готовый отдать вам всю, в тоже время выбирает такое решение проблем которое приводит к таким ужасным, вами описанным последствиям. Конечно такая ситуация не может не поднимать в вас тякое колличество разных и часто противоричивых эмоций к вашей матери. При этом мне кажется вы прекрасно все их озвучили. В вас полно человеческого участия, желания помочь, любви к матери, рассудительности и трезвого отнопения к реальности. К сожалению и бессилия, смятения.
Действительно, пьющему человеку практически невозможно помочь «из вне». Решение что-то делать с употреблением алкоголя и решать эту проблему должно рождаться «из нутри» самого человека. Очень часто близкие разочаровываются и устают от попыток «достучаться» до пьющего и вроде бы бросают его. Невозможность достучаться приводит к разочарованию и желанию убежать от проблемы, и никогда к ней не возвращаться. Скорее всего это обьясняет поведение ваших родных. Может быть возвращаться к этой неразрешимой проблеме для них слишком больно? И каждый человек выбирает свой способ справиться со своей болью и своим бессилием. Не все могут, как вы говорить об этом и обращаться с вопросом к другим. К сожалению вы в этом вопросе остаетесь без поддержки.
С другой стороны важно понять, что потратить свою жизнь на спасение зависимого, когда он сам этого не хочет или не может, тоже не самый лучший выход. Похоже вы сами прекрасно это понимаете. С другой стороны проблема алкогольной зависимости довольно сильно распространена и человечество в своей истории набрало опыт который может помочь, я попробую вам его озвучить.
Во-первых – помощь зависимому начинается с помощи себе. Как бы странно это не звучало, но именно обращение к своей жизни наиболее действенно в этом случае. Если помощь зависимому труднопрогнозируема, то строить свою жизнь, искать свою любовь, карьеру, создавать свою семью вы в какой-то мере «обязаны». Проблемы ваших близких не означают что вы должны забыть свое счастье. Только наполнив себя ресурсом вы сможете сохранить в себе достаточно душевных сил для помощи вашей матери. Во-вторых – из вашего вопроса, я не в полне понял на сколько вы одиноки в жизни, а не только в ситуации с родными по отношению к матери. В любом случае, очень много людей встречаются с похожей проблемой и создают свои сообщества взаимопомощи. Это уже довольно распространеные сообщества на постсоветском пространстве. «Взрослые дети алкоголиков», «Ал-Анон», это сообщества в которых собрались люди которые решают проблему помощи близким и проблемы одиночества когда сталкиваешься с болезнью которая захватила родного. Я посоветовал бы вам познакомиться с этими организациями что бы решить может быть они могут быть вам интересны. Взгляд на свое душевное состояние и забота о себе и о своих чувствах. Чем более насыщена ваша жизнь, друзья, интересы и хоби, тем более все это будет вас поддерживать. И уже позаботившись о себе, можно думать как помочь матери.
В большинстве больших городов существуют службы психологической и наркологической помощи. Главное донести до страдающего мысль, что алкогольная зависимость это не та проблема о которой надо стыдиться обращаться за помощью и остоваться с ней один на один. Чаще всего зависимость запускаются именно тогда когда болезнь обретает некий «стыдливый» наратив, люди стыдятся обратиться за помощью, пока болезнь не принимает необратимый характер. На самом деле эта болезнь примерно такая же как другие – захватывает незаметно, и самому с ней справиться сложно, ею болеют люди из всех социальных слоев населения. Вы удивились бы узнав на сколько люди разных социальных слоев подвержены этой болезни. Яна, вы сами, и ваша мать можете анонимно узнать об эток болезни от сообщества «Анонимных алкоголиков». Это сообщество очень развито, действует в большинстве городов и специализируется на помощи попавшим в беду алкогольной зависимости. У них есть обширная литература в которой описывается проблема алкоголизма. Вы можете достать эти книги и посоветовать прочитать их матери. Так же вы можете сама познакомиться с литературой по данной теме. В больщинстве библиотек и книжных магазинов можно найти книги о зависимостях и как с ними справляться, например «Невидимый слон» и похожие. Главное что бы книга была написана психологом или психотерапевтом. И как я уже упоминал, психологи и наркологи «на месте» могут обладать более обширными знаниями какая психологическая и наркологическая помощь доступна вам на месте. Так же упомянутые мною сообщества и информацию о них можно найти в интернете.
И как всегда хочется сказать, что подобные проблемы зависимостей и отношений наиболее сложно решаются в одиночку, а особенно проблемы алкоголизма и родных живуших с зависимыми. Чем шире будет создан круг поддержки вокруг вас и вокруг столкнувшегося с проблемой, тем выше шансы на успех.
Я желаю вам успеха в становлении своей жизни и счастья и преодоления проблемы родных.
С уважением,
Виталис