Как убедить родителей, что выбранная профессия тебе не подходит?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Саша. На данный момент учусь на втором курсе на специальность архитектора. И все бы ничего, но год назад (после первого семестра) я начала задумываться о правильности своего профессионального выбора. И именно этот факт заставляет меня сейчас описывать здесь эту ситуацию и искать из неё выход. Целый год я пыталась понять что не так, в чем причина моего вечного неудовлетворения. Думала, что может это лень, стресс, низкие социальные навыки, психологические проблемы, моя неспособность к обучению и прочее. Но, проанализировав все возможные причины, обсудив их со всеми своими близкими, я в итоге пришла к выводу, что выбранное мной направление меня просто не устраивает. Особенно усугубило проблему то, что начались специальные предметы, направленные именно на конкретную деятельность - архитектурное проектирование. И если на первом курсе я могла расслабиться на общеобразовательных семинарах (истории, начертательной геометрии, рисунке и т.д.), то сейчас, когда все время занимает проект, этого сделать не получается. Я начала не просто раздражаться, но испытывать отвращение в его чистом виде. И самое страшное - это отвращение переходит на моих друзей однокурсников, которые "слишком сильно" заинтересованы в проектировании. Я этого не хочу и пытаюсь сдерживать необоснованную агрессию в их сторону, но мне стало сложно разговаривать с ними на тему учёбы, смотреть в их горящие глаза, а самой не чувствовать подобного..
Депрессивное состояние заставило искать альтернативы. Я начала пробовать себя в режиссуре, фотосъемке и к своему большому удовольствию вернулась к писательству. Все моё внимание уходит на анализ новых фильмов, и вместо того, чтобы готовиться к сессии, я с упоением смотрю документальные материалы, к примеру, о том, как снималось "Назад в будущее". Даже сейчас, когда об этом печатаю, тысячи кошек скребущих в душе на время засыпают. Я начала плакать по ночам почти каждый день, хотя раньше такого не было (даже перед великим и ужасным ЕГЭ). Мой режим сна сбился, я также либо не ем вообще, либо съедаю очень много. Попытки сделать хоть что-то, чтобы не вылететь из вуза заканчиваются ничем. Внимание моё ускользает и фиксируется на чем-то другом - интересном. И... я с трудом признала то, что мне хочется, чтоб меня исключили.
К слову я учусь на бюджете. Медаль и результаты экзаменов мне это обеспечили. Но... вспоминая период поступления, я осознаю, что даже в то время мой интерес был далёк от архитектуры. Все мои старания в старших классах школы были направлены лишь на то, что бы получить этот бюджет в свои руки. Лично мне не нужна была эта медаль, я просто увидела, что она принесёт мне 10 баллов при поступлении. Виню себя за то, что не рассматривала другие варианты, другие профессии и города, а упрямо шла туда, куда проще. Я подчинилась общему страху моей семьи - страху того, что они не смогли бы оплатить обучение. Хотя сейчас я понимаю, что могла бы поступить и в Москву на бюджет, если бы приложила усилия.. У меня действительно чувство, что я принесла в жертву свою возможность выбора. И все ради того, чтобы все были спокойны. Выбрала "нормальную" профессию, была хорошей девочкой, поступила, осталась в своём родном городе. А все ради чего? Что бы ненавидеть свою жизнь и жалеть об упущенных возможностях? Мои альтруистические порывы сейчас доставляют лишь большое несчастье. И это несчастье стало заметно и для моих родных.
Да, они ощущают мою неопределённость и стараются доказать, что все через это проходят, надо перетерпеть. Терпи... я смотрю на них, тех, кто терпели, тех кто смирились. И я так не хочу. Я так не хочу. Мне хочется любить свое дело, а не просто работа/дом и никакого стремления достигать, покорять вершины. Вероятно, это моя бунтарская молодая кровь так думает, но я иначе свою жизнь не представляю. Ну вот что мне делать, если я интересуюсь другим, а меня пытаются убедить, что высшее образование залог успеха? Да диплом может помочь с устройством на работу, не спорю, но разве будет смысл в 5-ти потерянных годах, когда ты даже не собираешься и никогда не собиралась работать по этой специальности? Тем более, что архитектура, это как медицина - в неё только по призванию. Работать за копейки психологически возможно, только если в этом ты находишь смысл. А карьеру архитекторы, как и медики, часто строят только после 30-40 лет. Мне нравиться архитектура. Но как зрителю. Мне нравиться её философская и творческая составляющая. Но все эти аспекты мы затронули на первом курсе вуза. И я чувствую, что дальше развитие в этой сфере, лично мне счастья не принесёт.
Я выбрала архитектуру, так как думала, что в ней смогу творчески себя развить. Думала, что это многогранность, техника в сочетании с искусством, покорит мой ум, займёт место в моей жизни. Но случилось совсем по-другому. Уже с первых месяцев учёбы моей единственной мотивацией стали стипендия, на которую мне уже совершенно стало все равно (даже деньги уже не мотивируют!) и такие предметы как философия и скульптура, которых я ждала с нетерпением (жаль, что они только на 4 курсе). Но, знаете, ожидание интересных предметов, как-то слабо по мотивации, потому что ещё не факт, что их хорошо преподают и что они оправдают твои ожидания. Поэтому параллельно с учёбой я участвовала в литературных конкурсах и даже выигрывала их, начала заниматься своим собственным проектом. Но груз учёбы давит на плечи слишком сильно. Мне не остаётся времени на любимые дела, и поэтому я начинаю злиться ещё больше. И успокаиваюсь только тогда, когда совсем не думаю о ней или отвлекаюсь на что-то стоящее.
И если бы дело было в трудностях, в том, что я чего-то не понимаю, что-то не получается. Но нет! При большом желании и сопромат очень лёгкий предмет. Но вот желание... это камень преткновения. Как будто я сама с собой борюсь. Голова говорит делай, а сердце не хочет и сопротивляется так сильно, что я просто не могу с ним совладать. Постоянно ищу оправдания, переношу на завтра, но, естественно, так ничего и не начинаю делать. Я не хочу быть посредственным рабочим, который делает что-то для галочки (а к этому все и идёт), я стремлюсь отдаваться профессии и хотеть в ней постоянно развиваться. Но возможно ли это вообще в нашем современном мире?
Меня пугает тот факт, что в вузе я чувствую себя как в большой школе. Будто не вижу всей жизни, будто нам лишь приоткрывают дверку, но не выпускают за её пределы. Может я слишком свободолюбива и высшее образование вообще не мое?.. Может слишком принципиальна, и действительно стоит потерпеть? Что это все очень полезно и сделает меня если не успешной, то счастливой? Все внутри кричит, что это не так, но я не могу совладать с семьёй, которая хочет для меня только лучшего.
Как им объяснить, что это не лучшее? Как противостоять ударам ниже пояса, когда говорят, что если ты уйдёшь и "пойдёшь учиться на свою философию, режиссуру, то никем работать не сможешь и просто загнешься, а мы будем смотреть и страдать от того, что у тебя жизнь не сложилась"? И все же я готова учиться. Я понимаю, что успех - это труд. Но как им донести эту мысль? Как заставить отпустить, не оберегать, как младенца. Мне 20 лет через месяц, но они будто думают, что я до сих пор не могу отвечать за свои поступки.
Я чувствую, как с каждым годом все больше отдаляюсь от семьи, чувствую, что мой подход и мой стремления отличаюсь от их устоев жизни. Всех в нашей семье заставляли делать "как надо", "как все" и "как правильно". Но разве это хорошо? Смирение это мудро, но есть же другие пути, не такие радикальные. Я чувствую, что решение о завершении учёбы мною уже принято, но как это преподнести родителям и их родителям, которые, не смотря на все, имеют большое влияние на нашу жизнь? Я не хочу резко и болезненно уходить, бросать их. Я не конфликтный человек для таких методов. Я хочу сохранить ту связь, которая у нас с ними есть, придти к общему согласию. Но так же я хочу жить своей жизнью и принимать свои решения, и совершать свои ошибки. Но я не знаю как это сделать, с чего начать. Я пыталась. Но вышло не очень. Какие же им альтернативы предложить? Как показать, что архитектура - для меня объект наблюдения туриста, а не то, с чем можно связаться жизнь? Как успокоить их? Им нужна конкретика, а не пустые слова. Действия, так сказать. Но я сама, после стольких лет напряжения, боюсь что-то предпринимать. Все мои попытки вялы, или может не слишком сильны в их понимании. Что вообще делать...
Заранее спасибо за ответ.
Автор вопроса: Александра Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Татарчук Ирина Михайловна.
Здравствуйте, Александра.
Прочитала Ваше письмо. Чувствуется много боли, раздражения, агрессии, бессилия, такой "крик души". Мне хотелось бы задать Вам много вопросов (более наводящих), но буду исходить из того, что имеется.
Знаете Саша, каждый родитель, и Ваши в том же числе, хочет для своего ребенка самого лучшего. Прожив определенный отрезок своей жизни, став на все возможные и не возможные "грабли", чувствуя себя умнее, мудрее, опытнее, они считают своим долгом помочь в тех или иных вопросах своим детям. Одним из таких важных вопросов является выбор профессии.
Большинство родителей к выбору профессии своего ребенка относятся предвзято, у каждого из них имеются свои причины и видения всего.
Поэтому у Вас есть и будет непростой разговор, много разговоров. А, что делать? Придется убеждать. Вам надо набраться сил и терпения. А их понадобиться очень много.
Надеюсь, что я поняла Вас правильно и Вы имеете четкое представление своей будущей профессии.
Поэтому, подготовьте все взвешенные аргументы ВАШЕГО выбора и ВАШЕЙ будущей профессии. Изучите эту тему и расскажите с интересом, "пылом" о своем выборе; аргументируйте, приводите примеры, покажите свою заинтересованность. НО! Спокойно, взвешенно, терпеливо, в диалоге. Есть же пословица - В диалоге рождается истина. Объясняйте родителям, почему именно эта профессия для Вас так важна. Покажите им свои примеры (ваши конкурсные работы), покажите , что Вы можете, что Вы в этой теме "отлично плаваете".
С Вашего письма видно, что Вы целеустремленная личность (по поводу оценок и бюджетного обучения). Это уже большущий плюс. Вы уже доказали на что Вы способная и, можете, это и дальше доказывать, но, уже ориентируясь на свой выбор. Может Вам перевестись в тот ВУЗ или на тот факультет, в котором именно Вы заинтересованы? Или, если это так не возможно, то поступить заново в интересное Вам учебное заведение? Вы знаете, иногда мы думаем, что зря теряем время, особенно, когда это касается времени учебы, что нас ничему не учат в университетах, что мы и так можем прочитать или увидеть ту или иную нужную нам информацию. Но обучаясь в высшем учебном заведении вы "убьете двух зайцев сразу" - и ВУЗ (может быть для родителей важен статус и престиж), и занятие своей любимой работой (а услышать что-то интересное или новое о своем выборе всегда пригодится, только это понимаешь уже со временем).
Если все совсем плохо и никакого конструктивного диалога не получается, к Вам не пытаются прислушаться, Вам тяжело это все переносить, то обратитесь к специалисту, не только написав письмо на сайт, а всей семьей или с тем родителем, который самый непреклонный; воспользуйтесь услугами семейного психолога и он поможет вам всем придти к компромиссу и разобраться в сложившейся ситуации.
Но, если родителей так и не удастся убедить, то придется действовать самостоятельно; пришла пора начинать принимать самостоятельные решения.
На Вашем жизненном пути будут победы и неудачи, взлеты и падения, но они будут только Ваши, Ваши успехи и Ваши неудачи. И выбор профессии - это исключительно Ваш выбор.
Это то, что касается выбора профессии. Надеюсь, что моя поддержка Вас хоть немного укрепит и придаст Вам еще больше сил. Если Вам понадобиться больше нашего общения, то Вы можете обратиться ко мне напрямую найдя всю необходимую информацию на этом сайте.
С надеждой, что у Вас все получится.
Сил Вам, удачи и большого терпения.