Как снять мать со своей шеи?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Елена, мне 38 лет, замужем двое детей. Пишу потому, что наболело-накипело, скорее всего захотелось высказаться, хотя может кто-то скажет, что я плохая дочь. В детстве жила на Украине с родителями и младшим братом, в конце 90-х родители переехали к папиной маме в Россию(мамина мама скончалась, а с отцом моя мама не могла ужиться). Жили мягко сказать не очень хорошо, родители выпивали часто, хотя и до переезда тоже выпивали. Через 2 года переехали опять на Украину, я выскочила замуж(покойная папина мама, моя бабушка говорила, что вышла бы и за чёрта лишь бы не жить с родителями), родила сына, прошло ещё 2 года и родители опять засобирались в Россию. В общем ездили то на Украину, то в Россию, туда сюда мотались и мыкались. Работать толком ни где не работали, выпивать стали чаще и запоями, деньги давала на все "развлечения «бабушка, не жизнь, а сказка. Ни уговорами ни разговорами направить родителей в правильное русло не получалось, тянули деньги с бабушки и начали тянуть и с меня. Прошло в общей сложности 22 года. Гражданство не делали, пытались работать, но какая там работа. бутылка важнее. В 2018 умерла папина мама(я к тому времени переехала в Россию, подальше от родителей, с первым мужем развелась, вышла замуж второй раз, поменяла гражданство, работала много, была по уши в долгах, сын учился, плюс съёмное жильё, ну и родители продолжали потихоньку тянуть деньги с меня). Похоронили бабушку, расходы взяли с тётей напополам. Родители закряхтели и заохали как же они теперь жить будут без бабули, хотя при жизни её не жалели, пьянки, ругань, драки и всё на глазах у бабушки. Брат стал жить отдельно, работал, менял гражданство. Я продолжала помогать не смотря ни на что. Прошел год и умирает папа, все расходы взяла на себя я с мужем, брат на то время служил в армии. Я мать очень поддерживала и материально и морально. У неё началась депрессия, выжимала все силы из меня. как она будет жить, да лучше умереть, вдруг у неё начались проблемы с давлением, пожалейте меня бедную и несчастную. Когда я заводила разговор о работе, то мама отвечала, что и где она будет работать, и что работать не сможет и т. д. очень удобно сидеть всю жизнь на чужой шее. После смерти папы я родила второго ребёнка и сейчас нахожусь в декретном отпуске, помогать матери не могу материально. Хотя когда была беременна её предупреждала об этом, помогала как могла до самих родов и после тоже, но мои накопления быстро закончились. Нервов мать потрепала мне за всю беременность столько(да и за всю мою жизнь), что думала до родов не дохожу нормально. Выпивать не перестала, курит как паровоз. и продолжает жаловаться на жизнь и здоровье. Когда брат пришел с армии, то села на его шею. вот так вот, с одной шеи да на другую. У матери начались проблемы с ФМС, так мы пытаемся решить с братом ЕЁ проблемы, но благодарности ноль. к себе требует уважения и отношения как к королеве. За все года напакостила в душу так, что жалости к ней не осталось. Я понимаю, что она мать, но помогать ей не хочу, да и возможности у меня сейчас нет. Жалуется иногда на брата, что мало помогает и как ему не стыдно, какая она бедная и несчастная, но сделать для себя что-нибудь не хочет, на работу и не собирается. Все вопросы с гражданством, пенсией и её содержанием мы с братом должны взять на себя. Но у нас есть свои проблемы, семьи, дети. Всю жизнь только мамино Я, Я, Я и её эгоизм, что ей все обязаны и должны. устала я от неё. никогда не чувствовала от неё настоящей материнской любви и защиты. Как поступать и как снять её со своей шеи не понимаю?
Автор вопроса: Елена Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Добрый день, уважаемая Елена. Ситуация, которая у вас сложилась кроется в инфантильности вашей матери. Очевидно, что ваши родители не сумели сепарироваться от вашей бабушки: с точки зрения психологии ребенок в какой-то момент улетает из гнезда и начинает жить собственной жизнью. У вашей матери этого не случилось, она сперва тянула деньги из бабушки, а потом пересела на вашу шею и вы заняли позицию родительницы вместе со своим братом. По хорошему бабушка должна была прекратить спонсировать ваших отца и мать. Другая вероятная проблема - алкоголизм. Это болезнь и ее нужно лечить. С точки зрения психологии у вас один выход - прекратить играть родительскую роль и перестать вестись на манипуляции. Но как человеку, как дочери, вам тяжело будет это сделать. Родителям, безусловно, нужно помогать по мере возможности и если такое желание присутствует. Но у вас случай очень тяжелый и здесь, может быть, отказ в помощи послужил бы для матери толчком к взрослению. Не вините себя. Вы ведь сами все понимаете: "...очень удобно сидеть всю жизнь на чужой шее", "она бедная и несчастная", "Ни уговорами ни разговорами направить родителей в правильное русло не получалось, тянули деньги с бабушки и начали тянуть и с меня". Как начали тянуть? Умеете ли вы говорить "нет"? Чем вам угрожает факт отказа? Вам мешает чувство вины или ощущение долга? Может вы чего-то боитесь? Может стыдитесь? Очевидно, что есть некая созависимость и неумение отстаивать свои границы (почитайте в интернете про эти два понятия). Вам нужно понимать кто мать, а кто вы и твердо говорить что вы можете, а что нет. Мне показалось, раз сейчас вы не можете помогать, вы ощущаете некий груз: "Я понимаю, что она мать, но помогать ей не хочу, да и возможности у меня сейчас нет. Как поступать и как снять её со своей шеи." Вы словно спрашиваете разрешения на отказ или пытаетесь найти волшебную таблетку от каких-то неприятных ощущений. Разрешение себе можете дать вы сами. Имеете право. Другой момент: а как вы вообще поможете ей, если у вас нет такой возможности? Вам внушили это с детства, но человек ничего не обязан делать в ущерб себе. Он волен помогать, только когда у него есть ресурсы: эмоциональные, материальные. Где во всем этом вы и ваша свобода? Ваше мнение? Почему вы затолкали свое удобство в самый дальний угол и игнорируете? Что вас держит на поводке? Подумайте. Это могут быть какие-то чувства или установки, вбитые в голову с детства. Могут быть манипуляции, на которые вы ведетесь. Запомните: вы никому ничего не должны. Даже в самолетах родитель обязан в первую очередь надеть маску на себя, только потом на ребенка, главной в вашей жизни должна быть вы сама. Для разрешения клубка этих проблем советую обратиться к специалисту. Удачи вам!