Непонимание с дочерью. Случайно узнала, что дочь оказывается меня ненавидит.

Вопрос психологу:
Здравствуйте ! Помогите разобраться, пожалуйста. У меня проблема непонимания с дочерью. С трех лет воспитывала одна (разведена). Сейчас ей 18. Учится в другом городе, на втором курсе. Еще на первом стала отдаляться от меня. Дальше хуже, не нравится, что я часто звоню, задаю много вопросов. Злится, психует. Такое отношение и к бабушке с дедом (мои родители). Как бы, надоела ей опека "чрезмерная" наша. Пока жили вдвоем, была вроде нормальной, спокойной, послушной. Я пару недель назад все-таки "заставила" себя не звонить так часто, буквально пару раз за неделю. Она приезжает каждые выходные, когда я тоже на выходном дома. Тоже не лезу сейчас с вопросами первая. Но это ничего не дало. Она первая тем более, ничего не говорит о себе почти. И у меня тоже ничего не спрашивает. А недавно я случайно прочла ее переписку с ее другом, где она очень негативно обо мне отзывается!! Говорит, что чуть ли не ненавидит меня!! Что я хочу, чтоб она со мной делилась, а она этого не хочет и не может. И опять же ей надоели мы, почему не оставим ее в покое и т.д.!!! Также высказала то, что я не умею воспитывать детей!!! (у меня одна она). Что это я виновата, что она не может со мной делиться. Я, мол мало хвалила ее, не называла ласковыми словами и не говорила, что люблю. Я хвалила ее всегда, например, за помощь по дому или хорошие оценки. Вообще я много времени уделяла ей по учебе. ( я была отличницей, мой брат, мама моя). Дочь тоже до 5 класса. Потом на 4-5. Я всегда очень боялась, что будет плохо учиться, не поступит никуда после школы. А на платном я не смогу учить, не потяну. А последние годы пропадала я до поздна на работе. Она практически одна была. Частично я соглашусь что да, я мало говорила ласковых слов ей (только маленькой). У меня такой характер, что называется, не люблю говорить "телячьих "нежностей. (хотя слушать люблю). Черта характера эта от родителей моих. Они не любители "сюсюкать". Всегда называли или Ксения или дочка. Пару раз помню назвали Ксюшкой). Наказывали как все. Тоже не говорили слов любви своей. Возможно, это передалось и мне. Я приняла это и вроде бы не нуждалась. Хотя некоторые явные ошибки своей мамы я очень старательно предупреждала, объясняла, то есть старалась помочь избежать своей дочке! Но слов любви при этом не было, да. Я как-то думала, наверно, что и у нее такая черта, значит ( как у меня и моих родителей). Раз до этого никогда эти вопросы не затрагивались. Но тут вдруг вылазит, что я во всем виновата. Я после развода. Так больше ни с кем и не сошлась (только встречалась ). После нескольких попыток подумала, что нет. Зачем травмировать дочь свою какими-то склоками, скандалами с чужим ей мужиком. Так и прожили вдвоем в своей малосемейке. Я запуталась, я не знаю, что предпринять. Оставить в покое ее полностью? И так, и так все равно почти не разговариваем, даже на выходные. Дать ей время на размышление? Потому что сказать, что люблю ее, я все равно так сразу не смогу (хоть, конечно же это так без сомнения). Мне очень обидно, я плачу целыми днями, как только одна. Да и она этого не поймет ("с чего вдруг?" еще догадается, что я прочитала ее сообщения"). И в следующий раз лучше подстрахуется.
Автор вопроса: ксения Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Головатая Наталья Дмитриевна.
Здравствуйте Ксения!
С моей точки зрения родители, которые сомневаются в вопросах воспитания и пытаются найти выход из сложившейся ситуации уже вступили на правильный путь. Из письма видно, вы в обиде на свою дочь. А, за что!? Излюбленная ошибка многих родителей хвалить только по поводу: хорошая оценка, помог(ла) по дому и тд. А это не совсем верно. Родитель, как бы дает понять ребёнку, ты хороший, только в отдельных ситуациях. Эту позицию я назову «школьный учитель» - хорошо выполнил задание, получил положительную оценку, плохо выполнил - отрицательную оценку. Родитель не должен оценивать своего ребёнка. Безусловное принятие родителем ребёнка, таким какой он есть. А не за то, что он умный, красивый и тд. Ксения, вы употребили в своем письме такие фразы: «сюсюкать», «телячьи нежности». И я в свою очередь вспомнила фразу из одного известного фильма: «Я старый солдат и не знаю слов любви». Смешно!? Но мне не много грустно. Никогда не лишне говорить ребёнку, что вы его любите. А так поди догадайся о вашей любви. Так и хочется спросить: «родители, вы кого воспитываете солдат!?». Воспитание – дрессура «встал, сел, лег, отжался». Думаю, что в вашем случае не поздно ещё сказать 18 летней дочери о том, как вы её любите и принимаете такой, какая она есть. Лично вам рекомендую переключится на себя и попробовать наладить свою жизнь. Вы еще в таком возрасте, когда можно и нужно найти мужчину, родить ребёнка. Чувствуется вам не хватает женского счастья. И я вам желаю обрести женское счастье!