Мама нервничает и кричит на бабушку.

Вопрос психологу:
Добрый день.
У меня такая непростая жизненная ситуация и я не знаю, что мне делать. Проблема заключается в том, что моя мама постоянно кричит на бабушку (её маму). Её раздражает каждая мелочь в её поведении, словах, поступках и она не может сдержать себя и срывается. Я живу в другом городе и периодически приезжаю в гости (раз в три месяца в среднем на неделю). Честно говоря, когда я наблюдаю эту неприятную ситуацию, она меня немного травмирует, мне неприятно дома слышать крик и ругань, я становлюсь сам раздражительным, и эта ситуация для меня оказывается стрессовой.
Мне 29 лет, маме за шестьдесят, а бабушке под девяносто. В силу своего возраста, бабушка почти не видит (реагирует на свет, но передвигается на ощупь), медленно передвигается, у неё много панических страхов на почве беспомощности. Больше всего бабушка боится оставаться подолгу без моей мамы, очень сильно переживает за неё, мол вдруг что с ней случиться, и она останется одна. Это её самый главный страх. У бабушки, помимо моей мамы, было много сыновей, но почти все уже умерли. То есть, она понимает, что ей положиться больше не на кого, только на свою дочку. Причём, был период, когда я ухаживал за бабушкой, ей было спокойно, я её успокаивал, что если что, буду рядом, перееду обратно, вернусь в дом. Но всё равно, бабушка боится быть без моей мамы (по её словам, боится, если мама умрёт раньше, чем она). Поэтому, как только мать куда то собирается уйти, бабушка начинает переживать, помногу раз переспрашивает её, куда она идёт, когда вернётся и т.п. Маму эти расспросы очень сильно раздражают (по её логике - она же не пятилетняя девочка) и она начинает нервничать, кричать. Даже если кто-то ещё находится в доме, бабушка всё равно переживает за мою маму и всё равно спрашивает у неё обо всём.
Я говорил с мамой на эту тему, спрашивал, почему ты кричишь? Мама "отмазывается", что мол бабушка плохо слышит и ей приходиться громко говорить. Мол она говорит один раз, а та переспрашивает у неё. У бабушки есть небольшие проблемы со слухом, но когда я обычным голосом говорю - она меня хорошо слышит, не переспрашивает. Просто, как я понимаю, иногда бабушка в своих мыслях сидит, и если мама что то спрашивает, бабушка просто не обращает внимания, а мама думает, что бабушка плохо слышит её и начинает криком спрашивать.
Раньше такой ситуации не было - криков, сильного раздражения. По мелочи, редко может и было, но не до такой степени, как сейчас (по нескольку раз на дню). Я думаю, что смерть моего отца сильно повлияла на маму (прошло три года с тех пор), ей было очень тяжело пережить это. И как то с тех пор она стала сильнее раздражаться и кричать на бабушку. На других мама не кричит, общается нормально (может просто сдерживает себя?). Также, наотрез мама не хочет принимать никакие успокаивающие таблетки, не считает, что проблема в ней, что кричать - это нормально, т.к. бабушка, мол, плохо слышит.
В общем, не знаю, как быть в этой ситуации. Силой мою маму не затащить к психологу, таблетки тоже силой не дашь. Она не считает, что у неё есть какие то проблемы. Каким мне быть? Очень переживаю за здоровье моих близких - такие крики и срывы до добра ведь не доводят.
Автор вопроса: Алексей Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Головатая Наталья Дмитриевна.
Здравствуйте Алексей!
История вашей семьи понятна. В таких или подобных ситуациях оказываются семьи, где проживают пожилые, с проблемами здоровья люди. Алексей, у пожилого возраста свои особенности, я озвучу основные: упрямство, нетерпение к чужому мнению, различные страхи (страх перед собственной беспомощностью, страх потери близких). Когда человеку за 80 старческие заболевания могут изменить или ухудшить характер. Бабушка находится в потенциальной зависимости от дочери (вашей мамы). Чувство собственной не нужности и одиночества провоцируют страх потери главного человека в её жизни (дочери). Вашей маме нужна моральная поддержка, от вас Алексей. Чаще звонить ей, по возможности приезжать домой раз в две недели. С бабушкой чаще общаться, как бы переключать её с мамы. Иначе получается, что только ваша мама несет не маленькую нагрузку проживания, постоянного контакта и ухаживания за пожилым человеком. Это я подчеркиваю очень не просто и требует больших душевных усилий и затрат.
Алексей, поговорите с вашей мамой, ей нужна помощь психолога. Силой её «тащить» к психологу не надо. Но постараться убедить, возможно.
Вашей маме и вам Алексей рекомендую набраться терпения и ещё раз терпения. Основными принципами общения с бабушкой должны быть: доброта, милосердие, сочувствие, терпимость.
Алексей выражаю уважение, за то что вы не равнодушный и чуткий человек по отношению к своим близким!