Не знаю как избавиться от многолетней привычки трогать и ковырять свою кожу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня с детства есть привычка трогать кожу, искать на ней неровности и срывать всё, будь то прыщи или что-то еще. Головой понимаю, что делаю глупость, но не могу перестать это делать. Я была на визите у врачей, я общалась с психологами, и даже пыталась почти неделю не трогать кожу лица (хотя руки всё равно лезли туда), но всё равно под конец я срывалась. Вы спросите когда это происходит, во время чего? Я отвечу: неважно когда, что и как, так как даже когда я работаю, что-то делаю физически в огороде и руки заняты или например мою пол или смотрю телевизор, гуляю с кем-то на свежем воздухе, рука постоянно на лице или на спине, да везде, где есть неровности, и даже если их нет, всё равно привычка не уходит. Я пила успокоительные таблетки (точно название не вспомню уже, они синтетические были и мне другой врач посоветовала их не пить), и я стала пить травы, успокоительные, но ничего не помогло, год за годом, а это уже более 10 лет. Я не представляю, смогу ли я когда-то остановиться. Сначала всё началось с ногтей, я в детстве их грызла, потом стала пальцами отрывать, сейчас у меня ногти длинные и только один трогаю, но я верю, что когда он вырастет, я и его оставлю в покое, но всё равно замечаю, что руки так и норовят поотрывать всё. Сказать, что есть какие-то обиды боль с детства? Да, есть, недолюбленность со стороны отца (вернее его занятность, что даже времени не было на воспитание), обиды в школе со стороны одноклассников, учителей, также в интернете с онлайн-друзьями, также в лагере в своё время и в больнице, где я лежала с желудком и везде, куда я не пойду, постоянно всё принимаю близко к сердцу. Не могу сваливать всё на учёбу и работу, которой у меня не было, а учиться я пробовала после школы и через два месяца ушла оттуда и тоже был стресс в семье и со стороны родственников постоянно упрёки были, но моя проблема началась ещё в самом раннем детстве, я не помню ходила тогда в школу или нет, помню я любила отрывать вавки, когда царапалась, царапины срывала, и это продолжается до сих пор. Мне 23 года, я не замужуем и не состою в отношениях, детей нет. Я заметила, что иногда, когда сильные боли в ногах, тогда я начинаю трогать, будто бы я хочу таким способом успокоиться, есть какая-то боязнь, что если я так делать не буду, то просто потеряю сознание, ноги так болят как будто толкают к этому действию, это как будто попытка успокоиться, но прошу вас, подскажите как мне это остановить? Я все причины назвала, всё что меня волновало - это личное отношение людей ко мне, депрессия после этого, много раз просила людей помочь с этим, но никто ничего дельного не посоветовал. Просто мой мозг не работает в тот момент, когда я это делаю. Я стараюсь руками не трогать вообще кожу, но спустя 2-3 минуты начинаю заново. Я максимум смогла продержаться 1-2 дня, но потом сорвалась. Я очень надеюсь, что вы мне подскажете может какие-нибудь тренировки или таблетки попить. Даже сейчас я это делаю, даже тогда, когда прошу помочь, представляете. Меня это очень нервирует, я из-за этого испортила себе лицо оно в прыщах и в рубцах, и даже после консультации с врачом, которая сказала категорически лицо не трогать, я всё равно это продолжаю делать. Сдерживаюсь весь день, а потом снова и снова сдёргиваю всё. Буду вам искренне благодарна.
Автор вопроса: Диана Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Диана! То, что вы трогаете кожу, "срываете" неровности на ней, не осознавая происходящего, очень похоже на обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Возможно, Вы близко принимаете все происходящее вокруг. Попробуйте осознать, какие эмоции испытываете, перед тем, как начинаете трогать кожу, о чем думаете?
Это осознание даст Вам понять какие именно внутренние состояния надо проработать. Ведь прикосновения к коже, расковыривание прыщиков - это следствие именно того, что Вы переживаете.
Самостоятельно победить ОКР довольно сложно. Есть различные методы преодоления расстройства с помощью специалистов, важно пробовать, что именно Вам подойдет. Таблетки назначают психиатры или психотерапевты, но, на мой взгляд, это не лучший способ избавления от ОКР. Многие препараты вызывают привыкание, никуда не деться от побочных эффектов, да и всю жизнь быть зависимым от приема лекарства...
Поэтому я придерживаюсь мнения, что, хоть и с помощью специалиста, но человек сам должен приложить усилия для преодоления навязчивых состояний.
Победить ОКР помогают методы краткосрочной стратегической и когнитивно-поведенческой терапии. Поэтому рекомендую Вам поискать специалиста, работающего в одном из этих направлений.
Самостоятельно же предлагаю прочесть статью Джеффри Шварца (ее можно найти через поисковик по названию) "Четыре шага доктора Шварца. В ней подробно описываются этапы преодоления навязчивых состояний, приведены упражнения. Кроме того, можно прочесть и попробовать применить техники, описанные в книге Джорджио Нардонэ и Пола Вацлавика "Искусство быстрых изменений".
Удачи Вам!
С уважением,
Виктория.