Навязчивое желание избавляться. Потребность в "очищении".

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Недавно осознала, что имею неимоверно сильную потребность в "очищении". Если вижу чем-то захламленную поверхность, то не могу почувствовать себя спокойно и комфортно, пока не уберу все из глаз. Прячу в тумбочку, просто выбрасываю. Мне нужно, чтобы поверхность была свободной. Если же это полка, то все должно быть сложено компактно или аккуратно. Если предметы разного размера, то они должны стоять "по росту" или "по размеру". Но у меня нет мании все убирать. Я не хожу с тряпкой и веником постоянно, следя за тем, чтобы все было чисто. Такого нет. Я спокойно себя ощущаю в легком беспорядке.
Так же, это касается, к примеру, социальных сетей. Глупо звучит, но если у меня на стене во ВКонтакте или в другой сети несколько записей на стене, то мне очень захочется все это очистить. Чтобы все было пусто, ничего не было. Я методично удаляю все фотографии с телефона, если они там продолжительное время. Все переписки. Мне просто необходимо, чтобы было пусто.
Скажите, что бы это могло быть?
Автор вопроса: Александра Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Соколова Анна Викторовна.
Александра, доброго дня вам.
Благодарим за ваше обращение.
Вы говорите о том, что стали замечать в себе изменения, которые проявляют себя в желании навести порядок, там где это необходимо и расположить предметы в определенной закономерности. При этом вы говорите:"..Но у меня нет мании все убирать. Я не хожу с тряпкой и веником постоянно, следя за тем, чтобы все было чисто. Такого нет. Я спокойно себя ощущаю в легком беспорядке."
Если говорить о патологии, начале развития невроза, расстройства, ну, например, ОКР, клаттерофобии (страха беспорядка), то при всем вашем описании я лично этого не вижу. Вот если бы вы написали: "уважаемые психологи, я заметила непреодолимое желание чистить кафель зубной щеткой ежедневно три раза на день..при этом первый раз я это делаю средством №1, которое дезинфицирует поверхность, устраняя все возможные и невозможные микробы, второй раз средством №2, которое убирает невидимые, но возможные пятна и средством № 3, придающим невероятно-ослепительный блеск кафелю.. ", то да, здесь есть над чем задуматься...
На мой взгляд, в вашем случае- это признак внутреннего развития, которое сопровождается переменами. Это желание, которое возникает прежде всего, на ментальном уровне, как стремление к чистоте и порядку в душе и в мыслях, и, конечно же , как стремление к гармонии, внутреннему балансу и внутренней организации. И это замечательно. Я когда-то давно читала книгу(или статью), в которой говорилось о том, как твой дом отражает твой внутренний мир. На самом деле, зачастую, достаточно открыть шкаф человека, чтобы понять, что творится у него в душе и голове (мы сейчас не трогаем гениально творческих личностей, которые управляют хаосом и считаю, что именно он есть высшая форма порядка). В этой книге так же говорилось, что очень важно соблюдать чистоту именно на горизонтальных поверхностях и не допускать на них скапливание предметов. Как вариант, стоит их складывать в шкафы или выбрасывать. Что вы собственно и делаете. Лично мне такой подход очень близок:
1. я придерживаюсь мнения, что у каждой вещи должно быть свое место, это как минимум, экономит время на ее поиски, а иногда и нервы, когда очень надо что-то найти.
2.пыль и грязь в доме не самые лучшие друзья для нашего здоровья и самочувствия.
3.порядок в доме уравновешивает внутренне состояние, дарит чувство комфорта, спокойствия и гармонии. На мой взгляд, именно в таком доме человек сможет отдохнуть, найти покой и наполнить себя энергией.
Помимо этого, если говорить о типах личности, то люди с ярко выраженной интроверсией склонны к порядку, чистоте и аккуратности. Возможно, это одна из граней вашей личности, которая начала активно проявлять себя.
Таким образом, Александра, на мой взгляд, вам необходимо пересмотреть свое отношение к ситуации и принять ваши перемены, как позитивные. Я уверена, что со временем, когда вы достигните внутреннего баланса и гармонии, ваша потребность в "очищении" не будет вам казаться навязчивой, а перерастет в очень полезную привычку.
С уважением,Анна.