Муж пьет до беспамятства, но бросить его не могу.

Вопрос психологу:
Добрый день. В браке с мужем восемь лет, совместному ребенку семь, у меня еще есть дочь от первого брака 17 лет. Муж всегда злоупотреблял алкоголем, но последний год совместной жизни переходит все границы. Пьет до безумия, что не понимает где он и кто он. Я человек достаточно мягкий и понимающий, но больше не могу, он во мне все убил... И женщину и маму и сотрудника, я стала лениться, за собой не ухаживаю, с работой не получается (где попало и кем попало работаю, чтобы на жизнь как то заработать), хотя раньше содержала всю семью. Муж недавно стал более или менее работать, а так дома лет пять сидел (якобы не мог устроиться). Я к нему очень хорошо отношусь и по сей день, но когда он выпивает, видеть его не могу, он меня раздражает, интима не хочу и поэтому он всегда у нас через силу (закрываю глаза и плачу). Денег не хватает, вечно занимаем теперь, а у меня сил нет и желания что то делать. Бросить его тоже не могу, мне кажется, что с моей стороны это определенно будет предательство. Старшая дочь меня жалеет, но смотреть на это тоже отказывается. Как мне можно себе помочь, где в таких ситуациях брать силы? Я устала!
Автор вопроса: Анна Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Анна, здравствуйте!
Во-первых, я Вами восхищаюсь! Вы - молодец! Вы живёте, можно сказать, не передней линии фронта. Причём, война идёт не с кем -нибудь, а с самим сатаной!
Не удивляйтесь такой сильной и хлёсткой метафоре. То есть, я думаю. что вы-то как-раз и не удивитесь, ибо тот, кто хоть день прожил с алкоголиком, находящимся, в состоянии запоя, тот знает, что это реальный ад!
Держитесь, пока есть душевные силы! Бог Вам в помощь!
Во-вторых, вот именно поэтому (обращаюсь к тому, что вы написали) те, кто живёт с зависимым человеком (не обязательно алкоголиком) , называются "со-зависимые", или даже "со-алкоголики".
Дело не в том, что со-зависимые тоже, простите, бухают, а в том, что их жизнь точно так же зависит от спиртного и уровня опьянения, как и жизнь самого алкоголика! Созависимые (буду писать без тире) - целиком и полностью включаются в проблемный круг зависимого: стиль жизни, самочувствие, время, карьера - всё подчиняется спиртному, которое выпивает алкоголик.
Пока человек "в завязке", всё нормально. Но первая же рюмка, первый глоток кардинально меняют весь уклад жизни ВСЕХ, КТО РЯДОМ. И даже не это главное.
Созависимый человек точно так же чувствует себя , как на пороховой бочке, к которой протянут тлеющий кабель, как и зависимые со своей ВЕЧНОЙ тягой к спиртному: это вечное ожидание, вечная мобилизация и вечно повышенный уровень тревожности!
Более того! Появляется ощущение того, что жизнь, здоровье и текущее состояние алкоголика важнее и ценнее собственной жизни! Созависимый перестаёт принадлежать себе, управлять своей жизнью. Всем теперь управляет алкоголь и алкоголик!
Именно так!
Есть одно интересное заблуждение в отношении алкоголиков: все думают, что алкоголики плохо соображают и как-бы не очень дееспособны. Однако, как показывают различные исследования, мозг у них есть, есть чувствительность и всё это помогает алкоголикам вполне себе устраивать свою жизнь.
Например, они манипулируют, шантажируют, рождают комплексы (вины, например), используют. А созависимый поддаётся, теряя интерес к своей жизни, даже к детям, утрачивая возможности, здоровье и т.д.
Основная ошибка тех, кто живёт с алкоголиком, в том, что мы всеми силами пытаемся изолировать больного человека, считаю, что причины алкоголизма находятся где-то вне его самого! Мы становимся неким амортизатором между больным и внешним миром. Мы начинаем быть для больного ВСЕМ!
По ходу дела мы начинаем терять своё Я!
Много раз разговаривая с жёнами и матерями алкоголиков, я обращал внимание на то, как редко они используют местоимение "Я". В основном "мы", "у нас", "с нами" и т.д.
Много раз разговаривая с созависимыми я обратил внимание и на то, насколько эти люди принимают на себя функции "истины в последней инстанции", привыкнув к тому, что кто-то делегировал им полномочия обеспечивать свою жизнедеятельность. То есть, жена может драться с алкоголиком-мужем, выливать его спиртное в унитаз, стенать и ругать его последними словами, но если это же самое сделает кто-то другой, то она быстро встанет на защиту мужа...
Я могу об этом долго говорить.
Но что же делать?
Первое:
Признайте созависимость и начните с ней работать! Это такая же болезнь, как и зависимость, только хуже, ибо социально поддерживается. Таких людей жалеют, их стараются понять и т.д. Это плохо. Так же надо прекратить оправдываться стремлением помочь человеку на уровне "кто-ж-ему-бедному-кроме-меня-поможет"! Это поведение вредно для всех: алкоголик НИКОГДА не выработает иммунитет и сможет (не захочет) задуматься над тем, как бороться с зависимостью, а созависимый будет бесконечно себя мотивировать "я ж его спасаю"!
Второе:
Диссоциируйте себя и алкоголика. Не "мы", а "я и он"!
Вы отдельно, он отдельно! Эта диссоциация , прежде всего, должна происходить на уровне мышления и речи! Заставляйте себя думать правильно и говорить соответственно. Контролируйте себя!
Это поможет рационально мыслить, выбирать правильную меру в общении с зависимым и -главное-не заражаться!!!
Третье:
Беседуйте с психологами! Вам нужна элементарная грамотность в общении с больным человеком!
Вы мужу говорили когда-нибудь такую фразу:
"Дорогой! Ты НИ В ЧЁМ НЕ ВИНОВАТ, НО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЕЖИТ НА ТЕБЕ!"????
Нет? - Скажите! И сами её запомните. Это - лейтмотив в работе с алкоголиком!
Это то, почему нельзя брать ответственность на себя за поведение другого человека.
Вы должны вернуться в реальную жизнь, вспомнить, что есть магазины, здоровье, развлечения, друзья, книги, фильмы, дети, работа и т.д.!!!! Даже просто прогулки!
Четвёртое:
ВЫ ДОЛЖНЫ СРОЧНО ЗАНЯТЬСЯ СОБОЙ, СВОИМ ЗДОРОВЬЕМ И Т.Д.
Учитесь снимать стресс, контролировать уровень стресса, блокировать каналы "поступления" стресса и т.д. В этом Вам помогут Ваша голова, желание, интернет и специалисты.
Простите себя, мужа, жизнь. Прощайте постоянно! За один "присест" это не получится.
"Я прощаю"! Миллион раз! Не уставая.
Посмотрите любые видео-курсы по обучению медитативным практикам, правильному дыханию и т.д. Их много и очень много интересных.
В Вашем конкретном случае нужно насильственно))) "будить" в себе женский базовый инстинкт -"НРАВИТЬСЯ"!
Начнёт повышаться самооценка и Вы воспрянете.
И НИКАКОЙ ФАНАТИЧНОЙ ОБРЕЧЁННОСТИ В ЗАБОТЕ ОБ АЛКОГОЛИКЕ!!!!
Избавьте себя от функции чрезмерного контроля. Контролируйте только свои желания, свои слабости, свою жизнь. И только на уровне "хочу получать удовольствие"!
Помните фразу из "Памятки о безопасности" в самолётах? "В случае опасности сначала обеспечьте кислородной маской себя, а потом ребёнка"!
В этом суть помощи зависимым людям:
Сначала надо привести в порядок себя, а потом уже заниматься больным! Так больше шансов и больше сил!
А сейчас Вы реально устали!
Подумайте. Спасибо за письмо. Вы - молодец. Пишите. А. Журавлёв