Резко негативное отношение к выпившему человеку.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Меня очень беспокоит мое отношение к людям, употребившим алкоголь (даже в небольших количествах). Я полагаю, что ноги растут из детства. Мой отец пил, бывало очень много. Из детства я толком не помню дней, когда он был трезв, хотя они и были, наверняка. Очень явно помню несколько негативных моментов, связанных с его пьяным состоянием. Описывать их не буду, иначе чтение займет очень много времени. В данный момент проблему вижу в своем крайне негативном отношении к людям, которые употребили алкоголь. Особенно это относится к близким людям. То есть пьяный на улице меня не особо волнует, я разве что посочувствую мысленно его семье, да и ему самому. А вот к близким становлюсь очень резкой, недружелюбной. Например, моя мама практически не пьет, разве что совсем чуть-чуть, на какой-нибудь праздник, и то крайне редко. Но несмотря на это негативные чувства прям взрываются во мне, если я вижу или чувствую, что есть хоть минимальная доза алкоголя. В данном ключе меня особенно волнуют отношения с молодым человеком. Он очень хороший, максимально положительный, но для меня есть одно веское но. Наверное, понятно, какое. Иногда он с друзьями может выпить пиво. Я начинаю очень раздражаться, резко отвечать, такое ощущение, что это чувство (раздражения/расстройства/разочарования/..) просто сжирает меня изнутри. И, конечно, портит отношения. Возможно, я слишком "загоняюсь", иногда даже думаю, что так невозможно будет продолжать и проще разойтись, потому что так будет легче и мне, и ему. На мой взгляд, он часто пьет пиво с друзьями (хотя, не сомневаюсь, что многие скажут, что я совсем ку-ку) и из-за этого развиваются конфликты. Он может совсем не пить месяц, а потом на неделе встретиться с друзьями пару раз и обязательно выпить. Он не напивается, но меня все равно это раздражает. Меня раздражает в выпивших людях абсолютно все.. Меняется речь, манера разговора, а если я вдруг нахожусь рядом, то запах алкоголя..
Не понимаю, что с этим делать. Так как думаю, что нужно либо менять свое отношение к этому (но как? я пыталась насильно не злиться, уговаривать себя, но не получается), либо просто не общаться с людьми, которые могут даже иногда употреблять хоть сколько-нибудь алкоголя (наверное, это практически невозможно)))
Сама я не пью, в общем-то. Бывает, могу на новый год или в отпуске выпить бокал вина, например. Но бывает это один-два раза в год. И то, каждый раз я понимаю, что удовольствия от этого я никакого не получаю и в принципе не вижу смысла в этом.
Может быть, посоветуете в каком направлении мне двигаться, чтобы избавится от этой проблемы. Заранее благодарю.
Автор вопроса: Анна Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Попова Людмила Ивановна.
Здравствуйте Анна.
То чувство, которое Вы испытываете. к людям, позволяющим себе иногда выпивать, никакого отношения к ним не имеет. Да , люди выпивая расслабляются и у них , немного меняется речь, реакции. Совсем нет необходимости утверждать, что нужно совсем отказаться от спиртного, но дело в том, что далеко не все умеют правильно, не нарушая покой своих близких, без вреда для своего здоровья, пить спиртные напитки. В очень малых дозах доказана их польза. Можно, как угодно относится к теме алкоголя, но к самой теме Ваша эмоция никакого отношения не имеет. Та эмоция, которая возникает у Вас в такие моменты -живет в Вас.
Эта эмоция СТРАХ. Это ОН погружает в такое состояние, которое Вы описываете: "что это чувство (раздражения/расстройства/разочарования/..) просто сжирает меня изнутри. И, конечно, портит отношения." Страх, который поднимается из глубин вашего "подсознания" закрепленного в Вашем детстве.
Вы рассказали про свое детство, в котором был Ваш выпивающий отец и связанные с этим негативные моменты. Пишете, что не помните дней, когда он был трезв. Понятно, что были негативные реакции Вашей матери на такое поведение Вашего отца. .
Ребенку в детстве необходимо, для нормального развития, чувство безопасности. Это чувство безопасности дают ему его близкие люди: мать и отец. Девочке с детства важно ощущать защиту, опору, которую обычно олицетворяет отец. Ребенок вырастает спокойный и уверенный в себе, если семья дает ему это чувство .
Та перепуганная ,девочка, которая когда-то испытывала страх при виде пьяного отца ( а он в то время представлял для Вас угрозу), эта девочка проявляется из глубин вашего подсознательного и начинает плакать, беспокоиться, бояться. Вы проваливаетесь в свой страх. Только сейчас Ваш страх проявляется в раздражении, недовольстве . Вы таким образом ,бессознательно, пытаетесь защитить себя от нахлынувшего чувства тревоги . Вас неосознанно страшит повтор сценария Вашего детства, и Вы реагируете даже на незначительные ситуации связанные с алкоголем. Страх рисует их катастрофическими для Вас. Как в детстве. Потеря безопасности и надежности этого мира. Приписываются нехарактерные для другого человека манеры поведения. Появляется желание изменить, заставить, управлять другим. Именно это провоцирует в другом как раз ожидаемое поведение, которое Вы боитесь .В таких отношениях нет диалога основанного на уважении , интересе к другой личности, нет понимания личностных границ другого человека.
Можно, конечно продолжать прятаться от всех, кто иногда позволяет выпить бокал вина или пива. Можно всем близким запретить употреблять алкоголь, постоянно контролировать. Только напряжение, будет возникать снова и снова, и как правило преследует всю жизнь.
Но Вы Анна -уже не та девочка. Сейчас в Вашей власти успокоить своего «Внутреннего ребенка», ту маленькую девочку, которая нуждалась в те времена в защите. Вы взрослая и сможете защитить ее от ее страха прошлого. Проговорив самой себе, обратившись к той девочке и сказав, что к прошлому данная ситуация не имеет никакого отношения. Что в настоящем ,Вы взрослая, всегда сможете себе помочь, если такое повторится, сможете сама на себя опереться.
Вы пишете, что испытываете «крайне негативном отношение к людям, которые употребили алкоголь».Сильное чувство у Вас возникает в ответ на травмирующую ситуацию из прошлого. В психологии это называется переносом. Под переносом понимается феномен человеческой психики перемещения чувств с реального объекта (которому они и были изначально адресованы) на объект-заместитель ,людей, с которыми взаимодействуем теперь. Создается эмоциональный блок, который раз за разом дает о себе знать.
Существуют различные техники работы с переносом . Задача состоит в том, чтобы с уровня эмоций (внутреннего Ребенка) -который Вас беспокоит, перейти на уровень диалога ( внутреннего Взрослого). Происходит момент отработки через проговаривание тех чувств, которые Вы испытывали тогда, проживание "тогдашних" чувств и через моменты осознанности, но уже на уровне взрослого человека. Осознание и отпускания той ситуации, которую Вы до сих пор носите с собой. Например : гештальт -техника «Пустого стула», позволяющая активизировать уровень ваших чувств, мыслей, описывая образ того человека, который Вы проецируете на других. Придется погрузиться в Ваши чувства, которые пьяный отец вызвал у Вас тогда в прошлом . прочувствовать Ваше отношение к тому, что происходило когда-то в детстве. Через это получить доступ к той части себя, которая до сих пор страдает. Нужен пустой стул, вы и наблюдатель. В такой ситуации нужен третий, который отзеркаливает Ваше состояние и следит, чтоб чтобы та ситуация из прошлого завершилась .Лучше если это будет психолог или психотерапевт.
Анна, даже само Ваше осознание того, что это « ноги растут из детства»-уже шаг на пути в работе с Вашими реакциями.