Одержимость материальными вещами и невозможность купить.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи! У меня такая проблема: я абсолютно помешана на материальных вещах, просто одержима ими. Постоянно мечтаю, чтобы у меня было много новой красивой одежды, обуви, украшений, косметики, аксессуаров, а также книг, музыки, картин, канцтоваров, посуды и т.д. А также, конечно, чтобы была возможность всегда покупать любую вкусную еду, которую я люблю. Мечтаю о большой и красивой собственной квартире, где я могла бы наводить уют, делать дизайн, как мне хочется. При этом я абсолютно нищая всю мою жизнь, работаю на трех работах без отпусков уже 20 лет, зарабатываю копейки, у меня не остается денег совершенно, и я точно знаю, что никогда не смогу накопить нужную сумму на мои мечты. Я почти не мечтаю о путешествиях, например, или о посещении театров, музеев, выставок, я зациклена на мелких и бездуховных вещах, без которых вполне можно обойтись, но я жажду именно их. У меня даже сны одни и те же повторяются часто из года в год - как я прихожу в магазин, на базар, в лавку, нахожусь в окружении полок/прилавков с огромным количеством желанных предметов, и ничего из этого даже во сне не могу купить, т.к. знаю, что денег нет!!! Чувствую себя в этих снах удрученно и безнадежно, ухожу ни с чем, так и просыпаюсь. Подскажите, пожалуйста, в чем суть моей проблемы, отчего эта одержимость материальным? У меня было очень трудное, полуголодное и бедное детство и юность, я ношу одни и те же обноски с чужого плеча и школьную потертую и выцветшую одежду десятки лет, но ведь не у меня одной было тяжелое детство, и есть люди, испытывающие нужду, которые думают о других, возвышенных вещах, и не страдают от отсутствия шмоток! Почему я такая меркантильная? Может, это просто врожденная черта характера?
Автор вопроса: Елена Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Нечаева Екатерина Андреевна.
Здравствуйте, Елена.
Проблему, с которой вы столкнулись, можно назвать шопоголизмом, от английского глагола "совершать покупки", или тяготение к приобретению различных товаров, острой нужды в которых часто нет. Я так понимаю, вы не только мечтаете об определенных товарах, но также их приобретаете?
Причины, по которым у вас мог возникнуть шопоголизм, могут быть разнообразными. Но давайте разберем основные. Что дает само по себе приобретение той или иной вещи? Подумайте над ответом. Чаще всего, приобретая определенный товар, который бы вам хотелось иметь, вы минимум испытываете чувство удовлетворения. Возможно, вам не хватает этой радости в повседневной жизни, в силу тех или иных причин у вас дефецит этого чувства.
В своей жизни я знаю одного парня, который не отличается богатством, но по которому такого не скажешь совершенно. Одевается он в дорогих магазинах, пользуется шикарным парфюмом, в кафе всегда платит за друзей. В общем, делает все, чтобы каким-либо образом это чувство компенсировать. Когда-то я пришла к нему в гости и увидела, в каких условиях он живет. Условия были, мягко говоря, так себе, хотя этот же человек постоянно насмехался над тем, в каком районе города я живу (почти окраина), хотя условия у меня были гораздо лучше, чем у него.
Я говорю это к тому, что причины возникновения такой, если можно назвать, мании покупок может быть разным. Кто-то, как этот парень, с помощью покупок "украшает" себя, формирует некий образ, стремится произвести на людей определенное впечателние о своей персоне. Кто-то, как например я, покупает ненужные, но по моему мнению милые вещички потому, что совершение таких покупок дает чувство удовлетворения, чувство того, что я могу себе это позволить, некую свободу. Я вообще тот еще накопитель всякой мелочевки. Собирая такие вещи, я украшаю свой дом, а это дает мне чувство защищенности и комфорта, потому как я человек достаточно тревожный сам по себе. Так что для меня это как щит обороны от грязного страшного мира.
Порой шопоголизм помогает заглушить какое-то тягостное чувство, ощущение пустоты (заполнение этой пустоты различными вещами), грусти, даже депрессии. Но маленькие радости не помогают решить насущных проблем, хотя и приносят короткое чувство удовлетворения при совершении покупки. В любом случае, шопоголизм прикрывает что-то болезненное, стремится это собой перекрыть.
Подумайте, что вам дает приобретение ненужных вещей, постарайтесь разобраться в причинах. Могу лишь выразить свою догадку о том, что корни идут с вашего небогатого детства, когда вы совершенно не могли себе позволить приобретать что-либо. Именно по этой же причине моя мать кидается в магазинах на всевозможные вывески о распродажах, стремясь скупить все, даже то, что не нужно. Ох уж этот маркетинг. Иногда товар презентуют так шикарно, что перед его покупкой сложно устоять.
Давайте разберемся, что можно сделать для контроля своих желаний. Попробуйте составить список того, что вы хотите купить. Напишите его заранее, потом прочитайте и подумайте, действительно ли вам нужна та или иная вещь? Для чего? Какое применение вы ей найдете? Также, заходя в большой торговый центр, где вас окружают тысячи товаров, старайтесь сохранять спокойствие, не обращайте внимания на скидки и распродажи. Мне часто помогает следующее: медленно обходя прилавки, я кладу себе в корзину те вещи, что мне понравились, а уже подходя к кассе, я останавливаюсь и пробегаюсь глазами над тем, что взяла. Лишнее я откладываю, оставляя только необходимое. Если же мне очень захотелось купить что-то несущественное, я это беру, но только мысленно объясняя себе, что найду этой вещи особенное применение. Можете даже визуально представить, как вы будете применять эту вещь, где она будет лежать, откуда вы будете на нее смотреть и т.д.
Также может помочь контроль своих покупок. Записывайте свои траты, расчитывайте их. Посчитайте свою зарплату, вычтите, к примеру, квартплату, счета и т.п. важные нужды, строго определите, на что уйдут ваши деньги. Лучше держать деньги наличными, так наглядно можно проследить, куда они уходят, нежели следить за картой.
Если желание покупать становится слишком сильным, лучше вообще ограничиться от походов в те или иные места совершения покупок, где вас может что-то спровоцировать.
Вообще, конечно, лучше проработать свои внутренние переживания, обратиться за помощью к психологу. Мне кажется, это бы пошло вам на пользу. В любом случае желаю вам удачи, надеюсь, все получится.