Мой муж зависимый человек. Потеря чувств, только раздражение и злость.

Вопрос психологу:
Добрый день.
Мой муж зависимый человек, и то, что я созависима осознала только в январе текущего года, хотя мы прожили уже 10,5 лет в браке. И как только пришло это понимание, я потеряла все чувства. При том, что я никогда не занималась его спасательством, он всегда сам сдавался в ребцентры на детокс программу - сам искал деньги на это. Я не испытываю радости, нежности, эмпатию к близким мне людям, могу испытывать максимум раздражение и злость. Все вокруг говорят это пройдет, а я не пойму когда и как? Больше всего мне кажется страдает моя дочка - она порой капризничает, а я не могу выдерживать ее капризы, плачь и вопли - я вдаряюсь в какой то ступор и мне хочется сбежать, и если это продолжается долго я начинаю раздражаться и просто яростно ору на нее и швыряю все вокруг. Я ужасная мама, никудышная хозяйка - вот так я себя сейчас чувствую. Как мне восстановиться - не могу так больше жить..Муж исцеляется - ходит на группы АН и учиться по 12 шагам, я тоже хожу на группы, но так как ребенок маленький не всегда выходит. Мне так нужно понимание, забота и нежность, но близкие не могут мне этого дать - я все их действия обесцениваю. Мое физическое здоровье очень пошатнулось - как будто разваливаюсь, все болит, все плохо работает, но самое важное, что я перестала чувствовать, нет эмоций кроме раздражения и злости. Я всегда была оптимистом, позитивным человеком, а сейчас превратилась в человека, у которого все плохо, ничего хорошего нет и не будет, никому я не нужна, я не чувствую заботы, любви, я устала от этого ощущения. Как мне действовать? Что делать? Спасибо
Автор вопроса: Айжан Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Бирюкова Светлана Генадьевна.
Здравствуйте, Айжан. Отвечая на вопрос человеку, вот таким вот образом, хочется быть максимально эффективной для каждого конкретного человека. Как это возможно? Не знаю.., просто посидеть чуть-чуть в тишине, увидеть за словами конкретный образ, конкретную ситуацию, конечно же, наложив свои собственные фильтры, куда же без них.
Поэтому на какой-то момент перечитываю вопрос еще несколько раз, стараясь максимально отключить фильтры.
Для меня тема зависимости, созависимости, ВДА - откликается. Пожалуйста, прочтите книгу Дженет Войтиц "Взрослые дети алкоголиков". Советую ее почти в каждом ответе. Эта книга об очень многих людях, о людях, кто рос в дисфункциональных семьях, не обязательно в семьях исключительно алкоголиков. Эта книга про меня, про Вас, про Вашего ребенка. Было бы интересно знать, сколько лет Вашей дочери.
Очень хорошо, что Вы говорите об этом и очень хорошо, что вы - по Вашим словам - осознали свою созависимость. Я чувствую в тексте письма отчаяние, чувствую боль и усталость, вину, отсутствие эмоций сопереживания, нежности и радости к близким и вообще каких-либо эмоций.
Вы спрашиваете, что Вам делать? Обязательно продолжать ходить на группу, в которую Вы ходите. Надеюсь, мой ответ станет кирпичиком в Вашей новой дороге, по которой Вы начинаете свой путь. Ведь, усталость уже на грани и у любого страдания есть свой предел!!!
Сядьте поудобнее, проделайте упражнение, это займет некоторое время и Вам необходимо быть одной. Диссоциируйтесь от того, что происходит, то есть посмотрите на Вашу семью со стороны. Представьте, что Вы муха, например, сидите на потолке и наблюдаете, что происходит. Обратите внимание на себя, прямо внимательно понаблюдайте, что она (Вы), но сейчас она хочет? Что она чувствует? Вы смотрите на нее, орущую на своего ребенка, например (пожалуйста, оставайтесь диссоциированной, смотрите со стороны), она орет, она в бешенстве, она зла. Посмотрите на нее, может быть Вам ее безумно жаль? Хочется тоже плакать, орать, так жаль эту женщину?
А теперь ситуация продолжается, она успокоилась, чувствует вину - она ужасная мама, говорит себе она, она ужасная хозяйка, говорит себе она. Потом происходит что-то еще и ситуация замыкается и повторяется..., Вы муха на потолке, посмотрите на это внимательно какое-то время, прокрутите, как фильм..
Для начала подумайте, что хотелось бы этой женщине? В тот или иной момент течения и хождения по этому замкнутому кругу? Что хотелось бы ей!! Вы на потолке и просто наблюдаете. Поразмыслите.. Она может быть хочет на мгновение стать маленькой девочкой, чтобы мама обняла ее и сказала, все в порядке, я рядом, я защищу, я все решу. Подумайте, что бы ей могло помочь, придать сил, перезагрузиться, выйти на новый уровень, снять и выбросить старую одежду и надеть новую, что это? ..
Может быть минута спокойствия, ощущение защищенности и принятия? Может быть гармония? Может уверенность в себе и понимание, кто она? Какой она человек по-настоящему? Это должен быть какой-то ресурс, что-то полезное и позитивное. С чего она могла бы начать свой новый путь? Что могло бы быть вторым кирпичиком новой мостовой после моего ответа?
..Подумайте внимательно, это может быть ощущение, чувство (контекст изменить тоже можно, например, Вы в другом месте с дочкой, при этом Вы понимаете, что Вы с дочкой, этот контекст остается, ради экологичности упражнения). ЗАПОМНИТЕ - придти нужно к позитивной эмоции, к какой-то ценности!! То есть, избавиться от вины, избавиться от злости и т.п. - это не подходит, это не ресурс. Что НУЖНО - позитивная формулировка, позитивная эмоция-чувство, ценность.
Когда Вы со стороны определите, что было бы для нее полезно добавить для того, чтобы изменения начались - уверенность, защищенность, сила, спокойствие, баланс, чувство собственной ценности, понимание, что она сама может решать....? Нужно определить что-то одно, что-то самое первое или максимум два-три.
Теперь, все, что Вы видите с потолка становится черно-белым, как-будто смотрите старый фильм, черно-белым становится ситуация, которую Вы крутили, постепенно блекнет и отдаляется. Это экран, на котором черно-белый фильм, блекнет, отдаляется, звуки затухают, Вы уже не слышите, что там происходит. Экран отдаляется и все меньше и меньше. А потом сотрите картинку, все чисто, образы ушли, Вы это Вы и Вы сидите там, где сидите. КАРТИНКА СТЕРТА, картинка исчезла, все забыто, все исчезло.. Все растворилось в воздухе.
Теперь посидите и подумайте, вспомните, когда в последний раз у лично Вас было это позитивное приятной, нужное и важное чувство-эмоция, этот ресурс, когда Вы были наполнены им полностью или хоть чуть-чуть. Нужно проделать это обязательно и такое воспоминание обязательно есть! Просто спросите себя, когда я чувствовала это и посидите в тишине и воспоминание придет из подсознания, раскрутите эту ситуацию ассоциируйтесь с ней. Можно вспомнить какую-то последнюю ситуацию, потом могут приходить какие-то наиболее ранние воспоминания и даже детские...
Позвольте себе побыть в этом воспоминании, побыть в этом ощущении, почувствовать его сильнее и сильнее, ощутить его в своем теле, определить ему место, определить место для этого ресурса, обратить внимание какого цвета и может быть оно теплое и разливается по Вашему телу - эта эмоция. Почувствуйте, как распрямляется Ваша спина, как лицо расслабляется и щеки становятся мягкими, погрузитесь в это ощущение, вдохните глубже, позвольте ему вырасти и наполнить Вас.
Может быть легкая улыбка коснется Ваших губ, грудь развернется, голова поднимется, движения и жесты станут более плавными и уверенными.
Все то, что было описано про ресурс, про необходимое ощущение-эмоцию можно и нужно в дальнейшем проделывать, представляя себя в будущем. Просто пофантазируйте и том, что этот ресурс у Вас есть. Представьте себе любую ситуацию и дайте себе этот ресурс в ней и почувствуйте эту эмоцию так ярко, как описано выше и понаблюдайте какая Вы стали, как Вы изменились и станьте собой имеющей этот ресурс в будущем.
Айжан, я желаю Вам благополучия. Продолжайте Ваше движение вперед. Обратитесь за личными консультациями к психологу при возможности. Очень надеюсь, что мой ответ оказался полезным и практичным для Вас.