Чтение паблик с историями как способ борьбы со стрессом?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток!
Мне 31 год, замужем, отношения считаю стабильными - жаловаться не на что. Есть сын - 5 лет.
Уже несколько лет работаю в театре, работой тоже, можно сказать, что довольна, потому что интересная и творческая. Помимо работы получаю высшее - буду переводчиком-референтом. Изучаю два языка сразу - английский и немецкий.
По учебе нужно очень много читать того, что касается политики, изучения языка и истории. Все очень интересно, но в данный момент не могу сосредоточиться ни на чем. В свободную от работы минуту глаза сразу тянутся в какой-нибудь паблик с историями из жизни, или смешными историями, и без этого как будто голодная.
Надо в свободное время учить немецкий, а я не могу себя заставить. Хотя не скажу что у меня не получается или что мне не нравится. Это очень интересно - учиться. Я всегда этого хотела, это меня делает счастливой, но вот почему-то пока идет с таким жутким скрипом. Сессия закончилась две недели назад, я начала готовиться к следующей, но будто не могу собраться, ни мыслей, ни решить ничего и хочется только утыкаться в книжку, в художественную литературу. Мне стало казаться, что это как попытка отключиться от реальности. Как есть компульсивное переедание, так у меня какое-то такое чтение. Мысли именно такие, потому что часто когда я ощущаю себя неуверенно или виновато - я читаю. То есть, отвлекаюсь от самой себя. Я кроме учебы веду большую работу над собой, я себя перевоспитываю. Я стараюсь изжить лень, стать более ответственной, собранной и волевой. Изживаю из себя нытье и плохое настроение. Если раньше я очень часто находилась в подавленном настроении, все вокруг казалось плохо, к мужу были претензии, он не то и не так, и подружки его "мешали", все хотела что б меня любили, теперь этого нет. С мужем нет ссор, про подружек не знаю да и все равно. То есть я вполне себе собрана и занимаюсь своими делами, а внимание мужа мне уже не так и сильно нужно. Ну и раньше вообще легко висла на всех подряд, а сейчас концентрируюсь на мысли, что мне как бы и не нужно ни чье внимание, что мне не нужен другой мужчина, что все что мне нужно есть дома. Настроение тоже держится стабильное, без плаксивости, без грусти. Даже панические атаки будто прошли. Не могу понять, почему не могу собраться и начать нормально заниматься. После работы час или два сижу просто смотрю что есть интересного в интернете, вместо уборки и прочего. Или запоем читаю. Я не довольна этим, но похоже на голод.
Автор вопроса: Рин Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Лидия Викторовна.
Здравствуйте, Рин!
Прошу прощения за поздний ответ. Мне не кажется, что у Вас компульсивное чтение. Вы, скорее, слишком строги к себе, слишком много задач взвалили на себя и слишком многого от себя требуете, а организм и мозг хотят отдохновения и простоты. Вы ведёте большую работу над собой, себя перевоспитываете, плюс ко всему учёба, сложность которой недооценивать не стоит, особенно параллельное изучение двух языков. Да и потом, не смотря на всеобщую тенденцию учиться до 100 лет, в 31 год потребности у мозга больше сдвигаются в иную плоскость. В 18-20 лет, мозг более пластичен и к усвоению информации, и к одновременной обработке разных видов деятельности, так называемому мультитаскингу, но к тридцати ему хочется использовать усвоенное, начинается замедление работы нейронов, мозгу хочется работать в более медитативном темпе, он тихо протестует с доводами, о том, что он уже это проходил и сейчас у него другие тяготения. Что и вовсе не зазорно, всему своё время.
Я бы сказала, Рин, отпустите внутренние тиски, в которые Вы себя зажали, и найдите правильное равновесие. Сейчас вы натянутая тетива, но Вам стоит, скорее, дать себе волю делать то, чего требует душа и немного сверх того. Вам не избавиться от компульсивного чтения нужно, нет, это то, чего требует Ваш внутренний человек, изголодавшийся по пище. Тем более, уж если речь идёт о хорошей художественной литературе - это духовное обогащение человека, особенно такого творческого, как Вы. Вам просто нужно привнести больше организованности в остальную деятельность. Чем больше Вы из себя будете изживать тягу к чтению, тем больше будет нарастать внутренний бунт, потому что чтение - это то, что Вам сейчас нужно. Единственное условие - пусть это будет качественная художественная литература.
Известный факт, заставить себя готовиться к сессии заранее - это задача едва ли не для сверхчеловека. Вы не исключение из многострадального большинства. Но Вы всегда можете разбить огромную глыбу, вызывающую у Вас угрызения совести, на части и «грызть» её понемногу каждый день, так, чтобы ещё и время на чтение оставалось. Составьте план, прикиньте сколько времени Вам потребуется для выполнения той или иной деятельности, поставьте временные рамки и достижимую задачу перед собой. Старайтесь делать это ежедневно, завершать поставленную цель и увидите, что завершение маленьких задач будет улучшать Ваше самочувствие, придавать уверенности и маленькие свершения в конечном итоге аккумулируются и воплотят большой замысел. Поначалу будут застои и провалы, мозгу нужно разбежаться, натоптать колею, но со временем это станет рутиной. Только не превращайте это в очередную сверхзадачу, то как изжигание нытья, плохого настроения, лени и так далее. Это нечто, что не НУЖНО делать, а МОЖНО. Разработайте себе именно такой алгоритм и запаситесь терпением на несколько лет, нужных для получения диплома. И, опять же, не недооценивайте тот факт, что сам процесс получения образования сложен сам по себе.
По сути дела, это касается и остального, всей Вашей работы над собой. Это замечательно, что Вы настолько волевой человек и проделываете колоссальную работу над собой. Но психика не солдат, в какой-то момент может начаться протест, потому что человеку свойственны время от времени и тоска, и лень, и плаксивость, и претензии. И уж столько всего написано о потребности в любви, что мне, наверное, в очередной раз и писать не стоит. Если перегибать палку, обязательно где-то произойдёт сбой, говоря словами психоанализа, возникнет симптом, протест естества, чем по сути и является на данный момент Ваш побег в чтение. Поэтому, продолжайте работу над собой, это, если хотите, наша общечеловеческая задача, становится лучшей версией себя, но и щадите себя, берегите силы.
Что касается Вашего мужа, то, судя по описанному, Вы преодолели свою зависимость от него, опять же, своими собственными силами, либо просто время утихомирило внутреннее неспокойствие. Значит, есть надежда, что и в остальном удача будет на Вашей стороне. Дорогая Рин, желаю Вам найти правильную точку равновесия и достичь желаемого в Вашей жизни. Лидия