Муж наркоман. Мама всю жизнь терпела и терпит алкоголика. Я так не хочу. Как быть?

Вопрос психологу:
Мой муж наркоман. Когда мы познакомились, у него ( как оказалось) был период ремиссии, жили счастливо 4 года. Он очень хотел ребёнка, и вот я родила, ребёнку исполняется 5 месяцев, он начинает употреблять, это длиться уже на протяжении 2, 5 лет. Я живу у него, с его матерью, она нам помогает материально, без этого бы я не знаю, как жили бы, он то работает, то нет, надежды никакой. Но при всем при этом, мы не бедствуем, есть машина, квартира, дача. Постоянные обещания завязать, а теперь вообще уже не признаётся, что употребляет, доказывает выпучив глаза, что у меня паранойя и я гонимая, но глаза и похождения все выдают, этого не скрыть. Все нервы вымотал, ругаемся. Ребенка, конечно, очень любит. Я живу тем, что он изменится, не знаю люблю или не люблю человека, ведь когда он бросает, он клянётся всеми богами, что любит и больше не будет. Уйти мне некуда, ребёнок маленький, я не работаю. Когда думаю об уходе, допустим уехать к родителям в другой город (не хочу) сразу настигает чувство вины, что лишаю отца ребёнка, ведь какой никакой а папа, никак не могу избавиться от этой мысли, становится жалко ребёнка . По сути он ничего плохого не делает ребёнку, он гуляет, играет, учит. В моем детстве отец мой пил, и я ненавидела его за это, и мечтала, чтоб он ушёл от нас, он абсолютно не интересовался моей жизнью, школой, и вообще мне кажется он не знал сколько мне лет, когда я росла. Сейчас старше мы общаемся, они так же живут с мамой, мама всю жизнь терпела и терпит. Я так не хочу. Как быть ? Что делать? С чего начать?
Автор вопроса: Элина Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Мостицкая Татьяна Игоревна.
Добрый день, Элина.
Давайте постараемся разобраться с описанной Вами ситуацией.
Прежде всего хочу отметить, что Вы измеряете ситуацию, которая сложилась внутри Вашей семьи через призму своего собственного опыта в детстве. И если в чем-то на Ваш взгляд опыт Ваших детей является более успешным (папа занимается с детьми, интересуется ими итд), чем был Ваш собственный, Вы закрываете глаза на все остальное, что происходит вокруг и формирует нездоровую атмосферу вокруг Ваших детей, и тем самым продолжаете повторять сценарий Вашей мамы, в котором Вы остаетесь в браке с зависимым человеком. Смею предположить, что Ваша мама поступала точно так же, видя что Ваш отец не занимается Вами и не уделяет Вам внимания, но при этом, например, зарабатывает деньги, обеспечивает семью итд (причин может быть множество), выбирала оставаться в этом браке, руководствуясь тем же правилом «ведь какой никакой а папа». Вы правильно отметили, что Вам жалко ребенка, но в данном случае Вы должны пожалеть его, так как он с маленького возраста находится в нестабильной атмосфере, где его папа, хотя и выполняет некоторые функции, но не может позаботиться ни о себе и своем здоровье, ни обеспечить нормальную, спокойную, а самое главное, стабильную атмосферу в доме. И хочу отметить, что хотя со стороны кажется, что маленький ребенок ничего не понимает, это все им чувствуется и откладывает отпечаток на нем, а чем взрослее он становится, тем больше он будет ощущать, что не может положиться на взрослых, чья поддержка ему будет так нужна, ведь папе самому нужна помощь и поддержка. Все это формирует и оставляет травмы, с которыми потом будет достаточно тяжело жить и такой детский опыт будет серьезно влиять на то, какая жизнь будет у Вашего ребенка уже во взрослом возрасте, какие отношения он будет выбирать для себя. Так же это произошло и с Вами.
Как Вы и сами отметили, при попытках поговорить с мужем, он пытается Вами сманипулировать и выставить Вас параноиком – это типичное поведение зависимых людей, к сожалению, в такой ситуации хотя и полезно говорить о своих чувствах и переживаниях, но как и алкоголь, наркотики притупляют способность сочувствовать, просто же жаловаться на ситуацию – тоже не конструктивный вариант поведения. Вам стоит точно для себя понять, собирается ли Ваш муж лечиться и обращаться за профессиональной помощью, чтобы выйти из этого состояния. В зависимости от его выбора и Ваши решения должны меняться. Если он выбирает обращение за помощью, то Вы можете поддержать его на этом пути, но даже в таком случае специалисты рекомендуют на время лечения жить раздельно, если в семье есть дети. Вы так же можете поддержать его, проходя вместе с ним семейную терапию или же отдельную самостоятельно. Психологическая помощь супругам наркозависимых людей так же важна, плюс это поможет Вам разобраться как найти наиболее приемлемый и наименее травмирующий вариант существования как для себя, так и для Вашего ребенка. Вам нужно точно очертить границы, за которые Ваш муж не может переходить в своем поведении: что для Вас приемлемо, а что нет? Установите четкие правила, которых Ваш муж должен придерживаться как в здоровом состоянии, так и в состоянии рецидива.
Если Ваш муж примет решение не лечиться, то в таком случае, наилучшим вариантом будет уйти. Да, уходить всегда сложно, но иногда это самый приемлемый вариант для всех сторон. Кризис может помочь Вашему мужу наконец-то начать лечение, а Вас и Ваших детей вернет в комфортную психологическую атмосферу. Скажите, что любите, но видеть как он разрушает себя и своих детей – невозможно. Главное, не угрожайте этим впустую, это потеряет всякий вес для него. Приняв решение уходить –уходите.
Безусловно, выбор того как делать – только за Вами, но помните, что выбирая, Вы должны руководствоваться всеми факторами того, что происходит, а не только Вашим личным детским опытом. Чтобы не повторять сценарий Вашей мамы, нужно разомкнуть круг по которому Вы бегаете и в котором нет выхода. Пусть главным приоритетом сейчас для Вас будет стабильная, здоровая, спокойная атмосфера для Вашего ребенка со здоровым родителем.
С уважением,
Татьяна.