Он наркоман и манипулятор. Как избавиться от чувства страха и вины перед человеком?

Вопрос психологу:
История такая, в 2013 году я стала жить с молодым человеком ну все было хорошо как обычно бывает, потом стало всплывать его зависимости. Он оказался наркоманом, говорил да пару раз за год покурил, да пару раз таблетку взял ну и все в этом духе. Время шло, я верила. . . Как обычно кажется женщинам, что вот она я та самая я его вытащу с этого и ради меня он бросит. Шло время я забеременела, родилась дочка все было хорошо как мне казалось, но через пол года начались опять всплывать его тайны. То он искал, у кого то для себя наркотики, то его видела с наркоманами ну и все в этом духе. Время опять шло, шло человек очень изменился за это время, мне уже самой было страшно внутри за себя, что я все это прощаю и жду, что будет лучше. Все эти разговоры, слезы, при каждом разрыве он мне угрожал суицидом. . . И я боялась, прощала, думала не дай Бог из за меня он такое сделает с собой, я не могу бросить буду помогать. Ну и дошло до того, в один прекрасный вечер придя домой, дочке уже было на то время 3 годика. Я открываю туалет, а там он лежит (на полу шприц, таблетки)это был шок, я думала, да что плохо но не думала, что настолько. Естественно скандал, я его выгнала он ушел жить к своим родителям. Но и я как обычно включила мать Терезу, все равно буду рядом помогу выбраться ведь он так об этом просил. Время опять шло, за год раздельной жизни, он продолжал врать, периодически употреблять, но доказывать мне, что это же он не колется, а просто иногда курит. Когда совсем ему плохо. Ну мы дальше общались, в голове я понимала, что это конец ну ничего уже не будет, доверия нет, родные мои никогда не примут, если я сделаю шаг туда от меня отвернутся все. Головой понимала, а сердцем или привычкой, или страхом что то менять в жизни я оставалась. Но тут случилось так, что мы попали с ребенком в больницу, я там была на нервах и начала скандал, что знаю, что кто то есть с кем он общается. и еще до этого всего я стала замечать, что он ко мне как то остыл, не писал, не звонил . . так и оказалось. он писал девушке моей знакомой и говорил, что мы давно расстались, что он свободен ну и весь такой прекрасный, все бросил, ребенку помогает и так далее. Ну и самое, что задело, что с ней он обсуждал мое поведение, что я к нему пристала, что я его подозреваю. . . Я это все прочитала, поплакала и поняла, что нет все, точка. Выписались с больницы, подала на алименты, рассказала все близким, не со всеми подробностями но мой посыл им был понятен. и вот он опять появился сторожит, вызванивает, гуляет под окнами . я решила, выйду и обговорю объяснила все по полочкам, что так нельзя, сегодня люблю завтра нет, эти обманы, эти проблемы, долги ну все это тупик. Начались опять манипуляции, что без нас он пропадет, он пустится во все тяжкие, он не умеет жить без нас, любит, докажет, все исправит, постоянно просит прощение. И говорит если не получится, пойдет повесится и будет с небес за нами наблюдать, а я ооочень психологически устала от этого всего. Эти манипуляции, эти разговоры он давит на меня, а я понимаю, что там все . не может уже быть ничего, пора начинать новую жизнь. Но мысли эти в голове засаживаются, иногда пролетают, а может реально получится и тут же я думаю какая же я идиотка, нет так нельзя, даже думать о таком после всего. Скажите мне как быть, как уйти от этого всего, как ему вдолбить, что ему надо лечится не только от зависимости. . . Ему надо, понять что всему есть конец. Ведь в конце концов, ребенка я не отбираю и буду давать видеться, но только что бы его мама была рядом. . . Как быть?, не судите я и так знаю, я глупая и это уже не любовь, а и моя зависимость.
Автор вопроса: Карина Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Екатерина.
Здравствуйте Карина!
Такая ситуация как у вас, знакома большинству тех, кто сталкивался с этим хотя бы раз в жизни. Все проходили и через слова о том, что в этом нет ничего страшного или что я немного, а после верили что он всё таки возьмёт себя в руки и всё будет у нас хорошо, да к сожалению, в это хочется верить, но на деле всё как правило совсем иначе, вранье, предательство, обида, раздражение, слёзы и чувство за что всё это мне.
Вся проблема в том, что зависимые люди практически не способны отказаться от тех ощущений которые им дарят все эти вещества и живут они по сути не в нашем мире, а в мире иллюзий, фантастики и волшебства, а сквозь эту стену до них достаточно сложно достучаться и тем более что-то донести, что вы и пытались делать. Это как говорить со стеной, ей всё равно что вы говорите, а вы тратите на это и свои нервы и здоровье и деньги и репутацию, а действительно ли этот человек стоит того, чтобы вы так жертвовали всем ради него? Пытался ли он сам когда-нибудь сделать вас счастливой? На какие поступки был готов ради вас?
Можно сколько угодно ждать, можно всем на зло верить что у него всё получиться, что он всё сможет, можно осуждать всех кто думает не так как вы про него, но на деле как правило всё именно так как говорят, и проблема в том, что вы верите словам, а не смотрите на действия. Говорить они могут сколько угодно, большинство из них этим навыком и пользуются, а доверчивые девушки, родные люди и друзья верят на слово и пытаются им помочь, только вот всё бесполезно. Меняться должны не люди вокруг них, а они сами, а чтобы этим зависимым людям поменяться нужно найти в себе огромные силы, силу воли, терпение, выдержку, гибкость, понимание и способность менять себя изнутри, на это способны к сожалению единицы. Если у вашего любимого человека нет желания меняться самому, то нет смысла ждать, что что-то может измениться, это зря потерянное время. Тот кто хочет меняться, тот мотивирует себя и идёт к цели, а кто не хочет тот ищет пути сопротивления как в вашем случае, это способ манипуляции вами. Проблема в том, что вы пытаетесь сделать себя виноватой в том, что он хочет причинить вред себе, но ведь это не ваш выбор, а его. Если он хочет причинять себе вред или если надумал уйти из жизни, значит пусть идёт и принимает это решение сам, помните что это решение его, а не ваше. В тот самый момент когда он говорит вам что сделает с собой что-то, говорите ему так: хорошо, это Твой выбор, если Ты решил так сделать, значит Иди и делай, Тебе лучше знать. А у меня своя жизнь и не мешай мне жить своей счастливой жизнью. Возможно где-то это звучит довольно грубо, но иначе с манипуляторами нельзя.
А от чувства страха вы избавитесь в тот момент когда начнёте жить полной своей жизнью, именно своей, сейчас вы живёте жизнью этого самого зависимого человека, думаете о нём каждую секунду, все мысли только о том как ему можно помочь и что ещё вы можете сделать, но я вам очень советую оставить эти попытки, иначе велика вероятность что вы потеряете и сами себя в этом человеке, разве вы достойны такой жизни? А ваш ребёнок? Какой пример перед глазами у вашей дочки? Самое страшное, когда от таких родителей страдают дети, а что если в следующий раз вас не будет рядом и дочка что-то попробует на вкус, что найдёт у папы, что тогда?
Когда речь идёт не только о вас, но и о будущем ваших детей, должно включаться самосохранение себя и своего будущего вида, поэтому сто раз подумайте к чему приведут ваши постоянные мысли о том, что ему ещё можно помочь. Возможно, когда он останется совсем один, наедине со всеми своими проблемами, возможно именно тогда он и станет пытаться что-то делать или что-то менять, если же и тогда всё будет без изменений, тогда помочь ему не сможет к сожалению никто.
Вам же Карина я желаю чтобы вы начали думать больше о себе, о своих чувствах, о своих желаниях, о своих целях, стремлениях, только тогда вы почувствуете вкус к жизни и радость от каждого дня, когда начнёте жить сама для себя, а пока вы не живёте, а существуете рядом с тем, кому плевать на всех, рядом с тем кто любит только себя и свой иллюзорный мир. Задайте себе эти вопросы: чего я хочу сейчас? Что могло бы сделать меня счастливой? Когда последний раз я улыбалась и кто был или что тому виной? Если на все эти вопросы вы ответили снова не собой и своими мыслями, а везде и всюду снова ваш молодой человек, значит вы попали в созависимые отношения от него, значит на данный момент вы связаны с ним вместе нерешительностью, страхами и неуверенностью, вам кажется что если не с ним, то без него вы никто, но ведь это не так, каждая личность от природы индивидуальна, у каждой свои интересы, навыки и умения, попробуйте раскрыть свои собственные и увидите сразу, что вы не только не в ком не нуждаетесь, но и можете спокойно и самостоятельно идти по жизни сама. И дай Бог вам встретить на вашем жизненном пути человека, который подхватит ваш жизненный порыв и поплывёт вместе с вами по волнам жизни.