Не могу бросить курить. Вижу в себе две личности "доброжелательную" и "эгоистичную". Как достичь гармонии?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Яна, мне 32 года, замужем, 3 детей (погодки). Столкнулась с "раздвоением себя" в результате неудачных попыток бросить курить. Начала искать причины неудач в себе и выяснила, что не в ладу сама с собой, а курение - что-то вроде связующего звена между двумя частями моей личности, которое подавляет негативные стороны обеих частей. Попробую разъяснить:
1 "я": + доброжелательная, любящая всех и вся, заботливая, всё прощающая, искренняя, сопереживающая, благодарная, принятие другого человека таким какой есть, с недостатками;
- даю возможность людям пользоваться своей добротой во вред своим интересам(и даже интересам семьи) в результате чего избегаю общения, не могу сказать " нет", трусость, уверенность в собственной слабости и неполноценности, неспособности, нерешительность.
2 "я" + уверенность, решительность, деятельность, активность, внутренняя сила и мощь, внимательность и сосредоточенность, анализ полученной информации, конструктивность мышления.
- неконторолируемые агрессия и гнев, по силе не соответствующие ситуации, завышенные требования к окружающим, эгоизм и нежелание делать что-то для других, а если и делаю, то как будто делаю одолжение, ненависть ко всему, что не соответствует моему мнению, в результате непростые отношения с окружающими.
В поведении до недавнего времени доминировало первое "я".
Пару лет назад у меня начались проблемы с раздвоением, когда пыталась себя заставить бросить курить. По итогу не бросила, и что-то произошло в голове, "словила белочку", будто Бог мне предложил выбор между благополучием и счастьем, здоровьем моих близких, если брошу. И гореть мне и роду моему в аду, если не брошу. После этого случая 3 месяца тяжёлой депрессии и разочарования в себе, полгода всд и панических атак. Муж грозился сдать в психиатрическую больницу. Взяла себя в руки ради детей, трижды посещала психолога, после чего панические атаки прекратились, прорабатывали детские психотравмы. Устроилась на работу, на время забылась, но перед сном самокопание возвращается, не отпускает меня мысль о том, что нужно бросить курить.
Из детства: родители развелись, когда мне было 5 лет. Мы жили у бабушки по отцу до развода. Папа ушёл к молодой девушке, мама на 5 лет его старше. До их развода были очень тёплые и счастливые отношения с папой, безумно его любила и он меня. Потом лет 5 вообще не общались, даже с днём рождения не поздравлял и не звонил. Лет в 11 он снова вернулся в мою жизнь, но у него к тому времени начались серьёзные проблемы с алкоголем. Бывало, что по обещает погулять со мной, а сам в запой и не предупреждал, а я ждала. С мамой отношения непростые, у нас не было никогда близких и тёплых отношений, даже объятий её не вспомню и нежности какой-то. Она много работала, жила с отчимом, который не работал, с работы приходила нервная, бывало срывалась на меня. От меня требовалось только хорошо учиться, часто говорила, что все делает для меня и даже живёт.
В душе родителей очень люблю, отношения пока такие же как были - никакие. Свою семью люблю, и мужа и детей. Стараюсь, чтобы она была такой, какую хотела для себя в детстве. Хочу быть для них хорошим примером, не хочу курить.
Ещё, в школе был случай, когда одна девочка сказала всему классу со мной не общаться. И почти 2 учебных года я была изгоем. Тяжёлые воспоминания, даже лучшая подруга предала.
Вообще отношения с людьми непростые, но я над этим работаю, с переменным успехом. Стараюсь все же общаться. Друзей почти нет. В душе одиночество и надежда, что все когда-то изменится. Боюсь сойти с ума и рано умереть от какой-то болезни, не успеть дать им достаточно любви и тепла. Благодарю за внимание!
Автор вопроса: Яна Л. Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Рыжкович Ирина Леонидовна.
Здравствуйте Яна!
Прочитала ваше письмо и у меня возник вопрос к вам? Почему вы решили, что у вас произошло раздвоение личности на фоне попыток бросить курить? На самом деле избавление от любой вредной привычки искусственным путём, то есть когда вы намеренно это делаете, ведёт к тому, что всё в вас будет сопротивляться этому. В наших вредных привычках таится нечто приятное для нас, к чему мы настолько привыкли, что когда лишаемся этого то естественным путём наш организм и психика начинают реагировать на это. Я считаю, что это не лично ваша проблема, а проблема миллионов людей, которые пытаются отказаться от вредной привычки.
Когда пытались бросить курить возможно ваши мысли были наподобие «Я точно смогу бросить», «Это не так уж и сложно бросить», «Курить это мерзко/гадко (любой негативный отзыв), так что пора мне избавляться этой привычки». Возможно вы мысленно очень себя убедили что бросите, почему бросите, возможно курящие люди в ваших глазах имеют негативный образ. И я не говорю, что это хорошо. Это вредная привычка. Главное вам поразмыслить если вы создали в голове негативный образ курящего человека. То тем самым вы день за днём, сигарета за сигаретой упрекаете себя. И тут уже у вас развился внутриличностный конфликт на фоне того что вы делаете то, что осуждаете, от чего хотите избавиться, но не можете.
Бросить курить довольно непросто, бросить курить на совсем ещё сложнее. Также многие из тех, кто избавился от этой привычки, прибегали к дополнительным способам, таким как успокоительные таблетки, жевательные заменители, электронные сигареты. И только если вы действительно очень захотите бросить курить, то возможно бросить без дополнительных средств. Когда вы хотите не потому что осуждаете, а когда физически вам уже не вкусно, неприятен запах и прочее.
Вам нужно понаблюдать за собой что именно даёт вам курение? На самом деле в любой вредной привычке таится то, что дарит нам нужные эмоции. Сделайте это каждодневным упражнение. Вам нужно понять какие приятные эмоции дарит вам курение? Для кого-то это чувство спокойствия, для кого-то расслабления, другой человек пока не покурит «плохо» себя чувствует. Это очень индивидуально. И вам стоит задуматься.
Так же вы можете подсчитать для себя сколько времени вы тратите на курение и денег? И составить список что приятного для себя вы могли бы купить на эти деньги и успеть сделать за потраченное время. Ориентируйтесь именно на себя, а не на семью – детей и мужа. Возможно и это упражнение поможет вам понять, что вы получаете приятного для себя от курения.
Если вы для себя курение сделали очень негативной привычкой. Поработайте над этим. Возможно вам стоит немного изменить своё мнение об этой привычке. Ну то есть, чтобы у вас относительно курения не было осуждающих мыслей. По моему мнению в этом и есть большая причина вашего внутриличностного конфликта и неудачных попыток бросить курить. Вы осуждаете курение и тем самым осуждаете себя за курение. Но может быть стоит учиться не осуждать?
Путей к гармонии 2:
1) вы продолжаете курить, но вам нужно тогда отказаться от негативных отзывов о курении.
2) вы продолжаете искать способы бросить курить, осознанно ищите плюсы, которые вам дает курение и потом уже ищите способы заменить чем-либо эти плюсы. Дать себе нужные эмоции без курения.
Со всей осознанностью примите тот факт, что отказ от вредной привычки повлечёт за собой непривычные для вас проявления характера. Отслеживайте это в себе без осуждения. И повторяйте себе почаще «Я себя понимаю, я себя поддерживаю».
С уважением Ирина