Я не могу испытывать полноценные эмоции в реальной жизни.

Вопрос психологу:
Я не могу испытывать полноценные эмоции в реальной жизни. Порой происходит событие, которое кажется обыденным, серым и не очень интересным. И (прошу прощения за подробности) краски эти события обретают лишь после того, как я расслаблюсь и покурю траву. Только тогда понимаешь, как это было здорово. И это не связано с тем, что я как то особо зависим. Курю очень нечасто. И так всю жизнь. Но я понимаю, что это все не есть реальная жизнь, а лишь её иллюзия. Невозможно так жить, радуясь только образами прошлого. От этого мои проблемы. С одной стороны я безумно счастлив, что данное событие со мной произошло, но с другой меня гложет дикая боль от осознания того, что я этого не испытал непосредственно в настоящем, ведь если ты не получаешь радость от настоящего , то ты просто теряешь нюансы и возникает какой то синдром упущенных возможностей. Из за этого дикого ощущения наступает состояние настоящей апатии. И я прекрасно понимаю, что не каждое событие и период жизни можно назвать прекрасным, но подобная ситуация происходит каждый раз. В настоящем я похож на холодный камень, а воспоминания о прекрасном приходят лишь во время полного расслабления организма. Тогда накатывает волна, очень амбивалентного характера. С одной стороны она прекрасна и мотивирует, а с другой она ужасна и деструктивно влияет на саму мою личность. И так со всеми эмоциями и ощущениями. Очень тяжело так жить. Что мне делать, чтобы научиться жить настоящим, а не довольствоваться воспоминаниями из прошлого. Это меня просто убивает и разрушает.
Автор вопроса: Александр Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Юркевич Юлия Юрьевна.
Александр, здравствуйте,
Соглашусь с вами в том, что эмоциональное состояние человека тесно связано физическими ощущениями. Вы пишите, что события вашей жизни обретают краски после расслабления, которое наступает при употреблении марихуаны. Казалось бы, самым коротким вариантом ответы, была бы куча рекомендаций о том, как научиться расслаблять свое тело без употребления наркотического вещества. Медитации, упражнения по отслеживанию текущего состояние в режиме «реального времени» : например, вот я сижу на стуле или стою, что я чувствую в своем теле. Что напряжено, где жмет, где давит, где комфортно, где тепло, где покалывает и так далее. Это отдельный и очень полезный навык. И какое у меня при этом дыхание, ритм, частота. Простое наблюдение. А затем упражнения по постепенному напряжению и расслаблению мышц тела: лицо, скулы, шея, плечи, руки, кисти, живот, спина, ноги, пальцы ног. Казалось, научись расслаблять свое тело, почувствуй эмоции и жизнь станет настоящей и в реально моменте. Хотя еще раз повторюсь обучения навыку отслеживать напряжение и расслабление своего тела и ритм дыхания стоит посвятить время. Расслабление и медитации в сочетании с техниками дыхания могут вызвать легкие трансовые состояния не менее приятные и гораздо более экологичные, чем употребление психоактивных веществ.
И все же наша психика устроена чуть сложнее. Есть пару аспектов, которые мне хотелось бы упомянуть, и которые я прочла в вашем вопросе: что мне делать, чтобы научиться жить настоящим, а не довольствоваться воспоминаниями из прошлого.
Немного казуистики, но мне кажется, вам понравится. Даже вспоминая прошлые события и проживая их снова, мы все равно находимся в настоящем. Как бы мы сами не оценивали свой опыт. Мы всегда в настоящем.
Другое дело, что находиться в настоящем может быть сложно, страшно и опасно и, если нам с детства не позволяли испытывать разные и хорошие и плохие чувства и эмоции, то наша психика учиться как бы «притормаживать» эмоциональные реакции, учиться держаться в защищенном отстраненном состоянии, состоянии безчувствования, о котором вы пишите. Когда мы маленькие, психика защищает нас подобным образом, сложность в том, что подобный механизм начинает мешать, когда мы становимся старше.
Одним письменным ответом изменить прошлое сложно, и если у вас есть возможность, обратитесь за консультацией или более длительной терапией к психологу. И все же задать какое-то направление движения от защитной реакции безчувствования к иным, способам реагирования можно.
Одно из направлений потребует от вас тренировки внимания за самим собой, за физиологической реакцией организма на события внешнего мира. Мы не привыкли наблюдать за тем, как эмоции отражаются в теле. А это может стать целым исследованием и открытием. Наше тело реагирует в реальном моменте, не может не реагировать. Оно может замирать, цепенеть и тогда, скорее всего нам страшно, или еще у нас может учащаться сердцебиение и значит при наличие «холодка» нам страшно, а при наличие теплого ощущения в груди нам комфортно и радостно. Понаблюдайте за физиологическими проявлениями в вашем теле в моменте реального времени. Могу предположить, что по большей части ваше тело будет цепенеть. Но даже одного осознания и произнесения внутри себя фразы «сейчас я оцепенел», может быть целительно. Вы уже в текущем моменте. Я могу ошибаться, и оцепенения не будет, а будет какая-то другая реакция, но чаще всего именно оцепенение приводит к ощущению, что «как будто нет эмоций в реальный момент».
Затем потребуется более тонка настройка, для того чтобы снять оцепенение потрясите руками и ногами, похлопайте, прохлопайте себя с головы до ног. Верните себя в свое тело. Аккуратно и с уважением.
И раз за разом оцепенение будет спадать. И тогда попробуйте отследить то минимальное движение, которое хотело сделать ваше тело, перед тем как оцепенеть. Усильте это движение, увеличьте его и тогда постепенно придет доступ к эмоциям, следующим за этими микро движениями. Это очень ценно.
И второе направление работы, может быть связано для вас с разрешением, внутренним разрешением самому себе быть таким, какой вы есть. Я как будто даже слышу голос в вашей голове, который ругает вас за то, что вы не такой как все, упускаете какие-то возможности, упускаете жизнь и так далее и тому подобное. Такой внутренний критик, который обесценивает вашу жизнь. Ваш внутренний критики, который здорово вам мешает, пытаясь добиться вашего совершенства. С критиком можно справиться, если поддерживать самого себя и исследовать убеждения, в которых критик уверен, например: «реальная, полноценная жизнь возможна, только если ты испытываешь полную гамму эмоций в настоящем времени». Я придумываю, поскольку не знаю убеждения вашего критика. Вам предстоит внимательно отследить их выписать и попробовать в них усомниться. Найти примеры, когда эти убеждения не работают. В моем примере, я не уверена, что хочу постоянно испытывать гамму эмоций, некоторые, я хотела бы скрыть и не показывать. И вообще это не означает, что я не живу полной жизнью и вообще, что такое полноценная жизнь».
Это два направления работы, которые требуют много времени и которые можно и нужно делать медленно, не торопясь, постепенно понимая связь тела с эмоциями, постепенно и очень бережно и с уважением к самому себе, подлавливая вашего внутреннего критика на лжи и обмане.
И конечно бережно и с любовью к себе, делая паузы, позволяя себе ошибаться, отлынивать и не чувствовать. Это и есть наша реальная жизнь.