Можно ли лечить синдром жертвы?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня очень сильно волнует вопрос о том, можно ли лечить и избавиться в конце концов от синдрома жертвы. В последнее время я изучала нарциссизм, подозревала его у себя. Стало интересно, как нарциссизм «выглядит», затем как раз попался хороший фильм о нарциссе. И как оказалось, фильм был о созависимых отношениях, где ярко показаны все уловки, скажем так, «тирана» и все поблажки, глупости «жертвы». Самое печальное это то, что я увидела себя в этой жертве. Было очень некомфортно смотреть, что делает жертва, какие решения она принимает. Я даже вспомнила это состояние и ощущения, когда партнёр-тиран давит психологически. Но в моменты радости я «жертву» понимала, так как сама ощущала то же самое в своих прошлых отношениях. Честно, просмотр данного фильма оказался очень напряженным для меня, и как бы я не хотела оправдать ту жертву тем, что она была хорошей и понимающей и не заслуживала такого унизительного отношения к себе, я осознаю, что она сама хотела все эти страдания. Я точно не знаю, чем обусловлено такое поведение, возможно, человеку необходимо себе создавать проблемы, а спокойное и стабильное течение жизни ему кажется чём-то неестественным. Я не знаю. И просмотр фильма закончился бы лучше, если бы я, даже увидев такие отношения со стороны, сразу после фильма не начала вспоминать И скучать по человеку, который, я уверена, такой же «мужчина-тиран» как в фильме. В этот момент я поняла, что эта проблема не решится только осознанием, нужно ещё что-то. Таким образом я пришла к тому, чтобы обратиться к вам за помощью в решении этой проблемы, так как я не могу достать ту часть себя, где лежат корни этой проблемы. Спасибо за такую возможность. Жду ответа с нетерпением.
Автор вопроса: Ailan Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Петруняк Юлия Степановна.
Здравствуйте, Ailan. Очень приятно, что Вы пытаетесь разобраться в себе и важно, что Вы осознали проблему самостоятельно.
Конечно, от синдрома жертвы избавиться можно. Но нужно иметь в виду, что Вы потеряете все «вторичные выгоды», которые получали от этой роли. Например, поддержка, внимание, помощь окружающих.
Один из признаков жертвы в том, что у нее сильно развита сфера чувств и она часто страдает. Нужно позволить себе эти эмоции (эмоции страдания), но также использовать свое мышление и решать свои проблемы самостоятельно. То есть вы можете страдать, и в то же время «решать проблему как задачу». Другими словами, понять, что ценность в Вас самих и взять ответственность за свою жизнь на себя.
Виктимное поведение - это такое поведение, когда жертва сама провоцирует агрессию к себе. Проанализировать, когда у Вас включается такая линия поведения и сначала поменять его с помощью усилий воли, а затем выработать навык и закрепить его. Главное здесь - начать.
Жертва часто получает удовольствие от «эмоциональных качель», они могут также быть подкреплены на гормональном уровне. Действительно, когда после эмоционального спуска на дно следует взмах вверх, это состояние создает эйфорию и с него сложно «спрыгнуть». Здесь нужно учиться получать удовольствие от других сфер жизни.
Также не стоит терпеть то, что Вас не устраивает ради чего-то призрачного. Заменить «терпеть и ждать» на «действовать и идти к цели». Не выживать, а получать удовольствие от жизни.
Предлагаю также поработать со своей самооценкой. Можно использовать афирмации, дневник успеха, метод зеркала Луизы Хей и другие инструменты. Обязательно находить время для себя, принимать себя со всеми недостатками, расширить круг общения, найти увлечение для души.
Корни проблемы, конечно же лежат в детстве, и если обратиться к психологу, процесс освобождения пойдет быстрее. Заменить старые модели поведения на новые довольно сложно, на это могут уйти годы, но результат того стоит. К любом случае, желаю Вам успехов, Ailan!