Я хочу причинять себе боль от бессилия и злости.

Вопрос психологу:
Во время своей злости, и раздраженности, от какого то бессилия - я хочу причинить себе физическую боль, чтобы не чувствовать эмоциональную
Я бью себя кулаком до синяков, бьюсь голову об стену
Я хочу испытывать физическую боль, и видеть последствия всего этого ( синяки, раны, кровь)
Иногда настолько плохо, что уже слез нет, и просто раздражённость, вот в такие моменты я хочу ударить себя
Хочу узнать с чем это связано?
В детстве меня никто не бил, родители супер любящие и целовали и оберегали от всех зол этого мира
Но мне нравится вся эта боль, нравится видеть всё это, нравится чувствовать что у меня всё болит
Я была очень домашним ребенком, школа-дом, ни шаг вправо, ни шаг влево
И родители мне ничего не запрещали, а просто наставляли, и объясняли что стоит делать, а что нет
Выбор был всегда мой
Отношений у меня тоже не было, первые отношения были в 20 лет, в этих отношениях я и ощутила, что хочу чувствовать физическую боль, именно в моменты наших ссор, когда мужчина меня не понимал, и не хотел слышать. Всегда представляла как он меня бьет, и мне это нравилось
Но он никогда меня не бил, и никакого насилия физического не было. Просто эмоциональные недопонимания всегда.
Помогите мне пожалуйста.
Автор вопроса: Карина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Ульянова Любовь Владимировна.
Здравствуйте, Карина. Вы задались важным вопросом для себя, ответ на который поможет Вам выстроить свою жизнь более благополучно, если Вы решите дойти до конца.
То, что Вы описали в своем вопросе, называется селфхарм (в современном изложении), или более простым языком самоповреждающее поведение, намеренное причинение физического вреда своему здоровью. Вы очень четко описали причину своего селфхарма : «Во время своей злости, и раздраженности, от какого-то бессилия - я хочу причинить себе физическую боль, чтобы не чувствовать эмоциональную.»
Это один из способов справиться со стрессом. Психическая боль- чувства, эмоции на столько непереносимы, что для того чтобы с этим справиться, человек заглушает это физическими страданиями, путем нанесения физических увечий. Таким образом переключается внимание от сложно переносимых чувств к физической боли. Это ответ на Ваш вопрос: «Хочу узнать с чем это связано?» Хотя в самом начале вопроса, уже есть Ваш же ответ, но возможно бессознательно Вы его не заметили.
Причина проявления селфхарма берет свои корни из детства, из родительской семьи, из отношений с родителями. Селфхарм – это следствие, а не причина того, что Вы делаете со своим телом в сложные для себя эмоциональные моменты жизни.
Вы пишите: «В детстве меня никто не бил, родители супер любящие и целовали и оберегали от всех зол этого мира.» Это очень напоминает гипер-опеку. Это также неблагоприятно для ребенка, как и холодные, отвергающие родители. Создание для ребенка оранжерейных условий (как Вы пишите: «…и оберегали от всех зол этого мира,… Я была очень домашним ребенком, школа-дом, ни шаг вправо, ни шаг влево И родители мне ничего не запрещали, а просто наставляли, и объясняли, что стоит делать…») не идет на пользу, ровно, как полное безразличие или слишком ранняя самостоятельность и предоставленность ребенка самому себе. Можно провести такую аллегорию: растение из оранжереи с трудом выживет в природных условиях. Для того, чтобы были сильные корни, стебель, необходим кроме солнца, благодатной почвы, воды, еще и ненастные условия. Сопротивляясь ветру у растения корни становятся более мощными, стебель более сильным и гибким. И задача родителей, конечно оберегать ребенка от возможного зла, но также научить его справляться со сложными жизненными ситуациями, которые порождают сложные чувства, как правило. Это, например, раздражение, злость, агрессия, гнев, ярость, беспомощность, уязвимость. Еще аллегория: мы не можем приготовить блюдо, где только сахар, мед, карамель. Нужны и другие ингредиенты, например, соль, сода, мука – это вкусы другого порядка. Также и личность формируется из разных качеств характера. И умение управлять своим гневом, злостью, агрессией – это то к чему стремится человек. Задача- не отказаться от сложных чувств, а научиться ими управлять и справляться экологично, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим.
Селфхарм – это в том числе и аутоагрессия (агрессия, направленная на себя), так как выразить ее во вне как есть нельзя по каким-то причинам, чаще всего бессознательный запрет с детства. Но агрессия никуда не денется, если запретить себе ее выражать. Так как во вне нельзя, то как бы можно выразить эту агрессию на себя, о чем Вы пишите: «Я бью себя кулаком до синяков, бьюсь голову об стену. Я хочу испытывать физическую боль, и видеть последствия всего этого (синяки, раны, кровь)». Вы конечно все это делаете, не осознавая такой причинно- следственной связи, но это не отменяет наличия агрессии. Есть бессознательные проявления аутоагрессии: человек случайно режется, травмируется, бьется о косяки случайно частями тела до синяков, ссадин. Вы делаете это сознательно.
Почему Вы оборачиваете агрессию на себя? Возможно Вы испытываете и запрещенные Вам чувства и эмоции (злость, гнев, беспомощность), не умеете справляться с этими чувствами и за это себя наказываете (самокритика). Возможно, Вы злитесь на людей, на которых как будто нельзя злиться, и за это себя наказываете. Это все бессознательные процессы, и я описываю тенденции.
Что конкретно движет Вами лучше прояснить со специалистом-психологом на сессиях. У чувств нет понятия правильно или неправильно. Если чувство появилось, значит это уже имеет место быть. Все чувства – это знаки на дороге жизни, они нам даются для того, чтобы мы понимали, что с нами происходит, когда мы взаимодействием с миром, с людьми. Злость, гнев, агрессия, раздражение могут показывать, что кто-то нарушает наши границы психические (критикует, унижает, не принимает потребности) или физические (толкает, трогает без разрешения, вторгается в пространство). И если запретить себе, например, агрессию (которая все равно есть) человек становится беззащитным, беспомощным. Злость, агрессия, ярость помогают нам понимать, что есть нарушение личных границ и сейчас надо что-то делать. Защищать себя, как один из возможных вариантов, или обратить внимание на свои неудовлетворенные потребности. Я кратко рассказала Вам о причинах самоповреждающего поведения, о его тенденциях.
Вы к сожалению, не написали о том, когда впервые совершили селфхарм, что было накануне (событие), какие чувства Вы тогда испытывали? Знают ли родители об этом и если знают, как к этому относятся, обсуждали ли Вы с ними эту ситуацию?
Несколько слов о родителях: они дали Вам что могли и как могли, и все делали из лучших побуждений, любили и любят, как умеют. Сейчас Вы взрослая и со сложившейся ситуацией сможете справиться. Это понимание необходимо для снятия претензий к родителям. Это Ваш опыт и Ваша ответственность справиться с селфхармом.
Что можно сделать самостоятельно (отсрочить и изменить селфхарм).
1. Завести дневник самонаблюдения.
Первое: понять закономерности и паттерны (механизмы) селфхарма – научиться распознавать триггеры. Триггер – спусковой крючок, сигнализирующий для психики о наступлении знакомого болезненного события. Это могут быть слова, запахи, жесты, интонации, предметы, люди и другое. Для этого в дневнике в течение минимум месяца записывать: триггеры – это то, что запускает механизм селфхарма. Записать, что возникло непосредственно перед эпизодом селфхарма: мысли, обстановка, люди, предметы, в какой момент это запустилось. Это уже 50% успеха. Второй и очень важный шаг – осознать желание вредить себе. Отследить, как нарастает это состояние. Представьте шкалу от 0 до 10 (0- все хорошо, 10- критичный момент) и оцените свое состояние (может сердцебиение, жар, холод, дрожь, сильная злость, грусть и другое). Свыше 5 –ти балов сложнее контролировать. Задача – распознавать и осознавать на «корню» свое состояние.
2. Отвлечь себя от желания причинить вред телу, дать пространство для маневра. У Вас это будет свой набор «инструментов» основной прием для помощи себе. Приведу примеры в зависимости от триггерных чувств.
Гнев, ярость, злость, агрессия: наедине с собой рвать бумагу, рисовать на бумаге все, что захочется любые каракули, перенося в ручку(карандаш) все эмоции. Побить, например, подушку руками, выбивалкой. Можно покричать в лесу или в том месте, где мало людей. Можно шипеть в воду- открыть кран, и в текущую воду прорычать, прошипеть свое состояние. Заняться спортом – помочь телу избавиться от эмоциональных токсинов, можно даже боксом. Также хорошо - активная ходьба, бег.
Грусть, тоска, страх. Массаж, медитация, очень хорошо помогают дыхательные практики, техники релаксации, закутаться в одеяло, погулять на природе, поспать, поделиться своими чувствами с тем, кому доверяете
Потребность контролировать. Можно писать письма «обидчику» при чем любыми словами, потом порвать, сжечь. Убраться, написать список дел. Напрячь и резко расслабить мышцы рук, ног.
Желание отрешиться: техники центрирования и заземления. Работа с органами чувств: понюхать нашатырь, какой- то резкий и не совсем приятный запах.
Если Вы замечаете, что хотите быть идеальной – напомните себе, что совершать «ошибки» — это часть человеческой природы, и дать себе разрешение ошибаться, совершать ошибки, принять все свои чувства безоценочно, напомнить себе, что у Вашего поведения есть причины, и это не потому что Вы «плохая».
Чувство ненависти и желание наказать себя (бессознательный запрет на жизнь): написать себе письмо от части, которая чувствует ненависть, а потом написать себе полный ответ от той части, которая сострадает и любит Вас. Также можно выразить ненависть через творчество- нарисовать, вылепить образ из пластилина, станцевать, также физические упражнения, спорт
3. Откладывать селфхарм (не смотря на триггеры и осознание). Отложить самповреждающее поведение на 10 мин, 20 и т.д. Цель – создать промежуток между автоматическими мыслями, чувствами, поведением. Любая эмоция проходит в течение 20-25 мин. Ваша задача – научиться откладывать и выдерживать эмоциональную и душевную боль.
Эти способы не решают глубинную вопрос, а помогают перестать причинить себе вред. Но это возможно решить со специалистом психологом, психотерапевтом, в группах взаимопомощи, окружить себя людьми, которые понимают и поддерживают Вас и в курсе, как с этим справиться.
Желаю Вам успехов.