Как разобраться в себе и понять с кем мне быть?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня затрудняет один вопрос. Дело в том, что я встречалась с парнем (Анатолием) почти год, мы оба художники, так и познакомились. И вот в один момент он сильно обидел и унизил меня перед моими друзьями и родственниками. Я долгое время скрывала обиду, но вскоре он начал предъявлять мне множество претензий по поводу моих вкусов, указывать мне, что я должна делать, а что нет. Очень сильно критиковал и доставлял неприятные чувства. Так я и остыла к нему и в один день порвала с ним, он долго отговаривал, но сожалений о содеянном у меня совершенно не было. Так прошло пару месяцев, всё в порядке. И вот в один день мои друзья познакомили меня с парнем (Гришей), оказалось, что мы в одной школе учились. И вот слово за словом, мы сильно сблизились, я посвящала ему много времени. Была влюблена, да и он не равнодушен, вскоре мы начали встречаться, я не обращала внимания на его недостатки и прочее. Мне было приятно находиться с этим человеком, пусть он и не такой по характеру, как Анатолий (Анатолий по большей части практически утверждал, что я стану его женой. И Гриша просто так мягко и нежно относится ко всему этому. Иногда кажется, что он совершенно не уверен в наших отношениях), и это было как-то даже ново, но я действительно была счастлива с ним. У нас было много общего, много общих интересов.
И вот в один день по нелепой случайности мы с Анатолием встретились, на этот момент мы с Гришей встречались. И он начал давить на жалость, лез обнимать меня (это была не первая наша встреча, такое происходило каждый раз, как мы виделись. Он чуть ли не плакал, падал на колени, хотел, чтоб я простила его. Но если честно, это вызывало у меня лишь отвращение, из властного и сильного парня тогда в моих глазах он выглядел какой-то тряпкой. Постоянно плакал, жаловался моей матери.) В общем переходя к той ситуации, он полез меня обнимать, я пыталась его оттолкнуть, но он всяко сильнее меня. В общем у нас случился контакт, что-то ёкнуло, хлынули слёзы, но в основном из-за того, что за это я чувствовала сильную вину перед Гришей. В итоге мы с Анатолием сейчас встречаемся, а Гриша как-то мягко отреагировал. Говорил мол: "Всё в порядке, я всё понимаю, я подожду." Но мне от этого было только хуже, я советовалась с подругой, она посоветовала разобраться в себе и решить с кем мне будет лучше, чтобы потом не остаться одинокой дурочкой. В итоге я решила забыть о Грише, тем более моя мать агрессивно настроена на его счёт, считает его не достойным парнем и вообще судит его по одной лишь внешности. Вот я и практически перестала общаться с ним, проводила большую часть времени с Анатолием, мы стали жить вместе. На меня вновь нахлынули чувства, но они оказались не сильными. На меня просто нахлынула волна эмоций и признаться я, наверное, даже скучала, но скорее просто по общению с ним. И вот сейчас я живу вместе с ним, но в тоже время моё сердце настроено на Гришу. Я пыталась прервать это, вновь прекратить общение, но каждый раз, когда я его вижу, оно просто сходит с ума. И пусть я и не уверена в нём, он немного мямля, с ним не чувствуешь себя за каменной стеной, как за Анатолием, но может дело в том, что он молод. Моложе, чем Анатолий и по правде для него это первый опыт, я его первая девушка, до этого он занимался исключительно своей работой. Он был настолько увлечён ей, что практически пару лет из своих бумаг вообще не вылазил. Интимных контактов у него так же не было и с ним я чувствую себя какой-то невинной, совсем по-другому. Мне хочется быть с ним, но и я боюсь ошибиться, боюсь порвать с Анатолием вновь, потому что Григорий возможно не моя судьба по жизни. И моя мать так яростно настаивает на Анатолии, говорит буквально вещи вроде того, что он моя последняя надежда. Будто если не он, то у меня никого никогда не будет и из-за этой давки я ещё больше не уверена в своём решении быть с Гришей. Хотя рядом с ним я чувствую тепло, мне очень сильно хочется быть с ним, но я так боюсь ошибиться и в итоге остаться ни с чем. Я вижу, что Анатолий любит меня и яро пытается доказать это, уже называет меня своей женой, но почему-то внутри то сильные чувства, то совсем пусто по отношению к нему. Я совершенно запуталась в себе и не могу понять, как разобраться с этой ситуацией. Как и с кем мне быть?
Автор вопроса: Николета Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог .
Николетта, здравствуйте!
Конечно, вам надо самой решать, с кем вам лучше. И самым плохим советчиком здесь может быть страх - страх остаться одной. А ваша мама и подруга его лишь нагнетают.
Кроме того, видимо, вы не привыкли отстаивать свою позицию и склоняетесь под давлением других людей.
Все это не дает вам возможности сделать выбор самой. А в вопросах личных отношений, чтобы не ошибиться, нужно как раз прислушаться к себе.
Вас тянет и туда, и туда. Но мы можем немного проанализировать то, как вы пишете о своих мужчинах - первого, несмотря на более близкие отношения, вы называете отстраннено "Анатолий", второго более близко "Гриша". С Гришей вы "чувствуете" тепло, а с Анатолием "видите" любовь (т.е. или вас это не трогает, или любовь здесь только видимость). Слова выбираются хоть и неосознанно, но не случайно.
Кроме того, раньше вас оттолкнуло то, что Анатолий унижал вас, критиковал ваши вкусы, указывал, что нужно делать. Вам нужно осознавать, что эти черты никуда не делись, и в дальнейшем все снова будет повторяться. Вам нравится властность и сила, но готовы ли к тому, что они могут быть обращены против вас?
В любом случае, вам нужно доверять чувствам, а не поддаваться страхам или давлению со стороны. Прислушайтесь к себе - вы поймете, чего вы ждете в отношениях, каким видите своего партнера, и сможете сделать правильный выбор.