Посещать ли мне дальше моего психолога?

Вопрос психологу:
Добрый вечер.
Пожалуйста - помогите мне понять, что делать дальше.
Я замужем, 52 года, есть взрослые дети. Проблема такая: 10 месяцев один раз в неделю посещаю психотерапевта-мужчину, выбрала его сама с помощью интернета. Работать с ним мне нравится, ощущаю немало положительных изменений. Обратилась с таким запросом: ощущаю себя "в ловушке, бегаю по одним и тем же рельсам". То есть мне не нравилось то, как я решаю свои проблемы с работой, с семейной жизнью - убегаю, одним словом. Когда напряжение достигает максимума - бросаю работу, меняю место жительства, вместо того, чтобы вовремя решать не устраивающие меня вопросы. Так было всегда с детства. Мне нельзя было выражать эмоции, мешающие родителям, сколько себя помню, так научили - терпеть всё, что не устраивает, молча. Когда стало уже невозможно дальше с этим жить - обратилась к психологу.
Но - практически все эти 10 месяцев ощущаю сильную зависимость от психолога, привязанность. Трижды были пропуски одной недели (дважды я отменяла сессию, чтобы ослабить эту зависимость, один раз был отпуск у психолога) и успокаивает то, что через 10-12 дней ощущаю свободу от этой привязанности. То есть я успокаиваюсь и понимаю, что эта зависимость не тотальна. Но все равно регулярно накрывает желание бросить психотерапию, избавиться от этой ненормальной с моей точки зрения зависимости. Психотерапевту много раз говорила прямым текстом о том, насколько сильно меня это беспокоит, он отвечает, что "это психотерапевтический процесс, избегание ничего не даст, от себя не убежишь, что очень важно мне самой определить, кем для меня является психотерапевт". Вроде все правильно, всё я понимаю и согласна, что процесс осознавания своей жизни и поиск себя дело нелёгкое, требующее мужества и усилий.
Мой вопрос - хотя бы в общих чертах - как я должна себя чувствовать от сессии до сессии? Нормально ли то, что меня неукротимо накрывает желание разговаривать с моим психотерапевтом вне сессий (чтО я и делаю ВКонтакте и считаю, что вторгаюсь в его личное пространство, отбираю его время, и я обсуждаю самые важные вопросы именно там, на сессии нахожу другие темы полегче, неострые). Потом в итоге накрывает регулярное желание избавиться от общения с человеком, который, как мне кажется, мне помогает и нужен. Я просто боюсь в себе разбираться и хочу сбежать? Или у нас неправильные отношения с психотерапевтом? Или лучше поискать другого специалиста?
Спасибо.
Автор вопроса: Маргарита Возраст: 52

На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична.
Здравствуйте, Маргарита!
Прежде чем я начну отвечать на Ваши вопросы, хочу заметить следующее: среди психологов считается не этичным обсуждать работу других специалистов. Поэтому мы сосредоточимся в основном на Ваших чувствах, которые были обозначены в письме.
Вы начинаете письмо с описания проблемы: «Мне не нравилось то, как я решаю свои проблемы с работой, с семейной жизнью - убегаю, одним словом. Когда напряжение достигает максимума - бросаю работу, меняю место жительства, вместо того, чтобы вовремя решать не устраивающие меня вопросы. Так было всегда с детства». При этом Ваши желания в отношении работы с психотерапевтом: «Потом в итоге накрывает регулярное желание избавиться от общения с человеком, который, как мне кажется, мне помогает и нужен». Здесь видна взаимосвязь между Вашим вопросом, который Вы решаете с помощью психотерапии, и тем, как Вам порой хочется поступить с психотерапевтом. Т.е. Ваше желание завершить психотерапию является для Вас привычным способом действия. Вы терпите, а потом срываетесь.
То, что происходит в отношении отмены сессий, называется «сопротивление». Сопротивление изменениям как естественный процесс возникает в процессе психотерапевтической работы. И когда это случается, наилучший вариант – обсудить причины такого поведения со специалистом. Я вижу ситуацию как то, что Ваше напряжение в процессе психотерапии достигло максимума. И, пользуясь привычным методом, Вы хотите это от себя убрать.
То, что Вам сейчас потребовалось обговорить свои чувства с другим специалистом, а не с тем, кому это адресовано, тоже важно. Я бы спросила, была ли у Вас возможность выражать привязанность к родителям. Если нет, то это ответ. Клиенты, как правило, устанавливают такую связь со специалистом, как и с родителями. Терапевт и чувства к нему являются «дублером» отношений с другими людьми. Анализируя их, Вы понимаете лучше себя и характер своих трудностей. Вообще, то, что у Вас есть чувства к психотерапевту – это правильно. Весь процесс психотерапии строится на взаимодействии с терапевтом, поэтому наличие каких-то эмоций к терапевту – важное условие течения психотерапевтического процесса. И Ваши чувства к этому человеку являются ключом к решению многих Ваших затруднений. И здесь было бы уместно обговорить это во время психотерапевтических сессий. В свою очередь хочу заметить, что Ваши эмоции полярны: то Вы хотите говорить с терапевтом, то избавиться от него. Думаю, что такая полярность была свойственна Вам и ранее. Это одна из составляющих вопроса, который Вы пришли решать к психотерапевту. Подумайте о том, что «избавившись» от терапевта, Вы продублируете привычную модель своего поведения.
Вы спрашиваете: «Мой вопрос - хотя бы в общих чертах - как я должна себя чувствовать от сессии до сессии?» Психотерапия – это то место, где Вы можете себя чувствовать, как угодно. Здесь нет понятия «нормально» или «не нормально», потому что любое ощущение является возможностью лучше Вас понять и исследовать Вашу психику. Таким образом, этот вопрос возвращает нас к ситуации детства, когда Вам запрещались некоторые чувства. Важно, чтобы встречи с психотерапевтом были теми ситуациями, где Вы можете свободно себя проявлять и проговорить все. Сейчас, насколько я понимаю из Вашего письма, с этим есть затруднения. Спросите у своего терапевта, есть ли возможность сделать встречи более регулярными. Вероятно, это поможет Вам вовремя выражать свои эмоции. Так же хочу заметить, что в детстве у Вас был запрет на выражение своих чувств. Наверняка это одна из причин, по которой Вы не приносите их на сессии, а начинаете проговаривать позже. Конечно, общение вконтакте с терапевтом не есть выход. Регулярность встреч со специалистом устанавливается осознанно. В промежутке между ними Вам важно принимать неопределенность. Это тоже часть работы над Вашей проблемой.
Таким образом, Вам важно найти в себе силы принести на сеанс те эмоции, которые Вы выразили в своем письме. Попробуйте сами пойти чуть дальше в обсуждениях на сеансе. То, что Вы обратились с вопросом к другому специалисту, тоже является поводом для исследования в процессе психотерапии. И помните, что психотерапевтический кабинет должен быть тем местом, где Вы можете открыто обсуждать что угодно. И эти чувства будут приняты и исследованы. В связи с этим хочу отметить Ваши слова: «Согласна, что процесс осознавания своей жизни и поиск себя дело нелёгкое, требующее мужества и усилий». Как Вы думаете, не может ли такая позиция являться определением всей Вашей жизни, ведь ранее Вы написали: «терпеть всё, что не устраивает». Выходит, что каким-то образом на сеансах Вы тоже терпите или принимаете, повторяя ситуации своей жизни. Понятно, что психотерапия – это работа над собой. И все-таки она должны быть посильной.
Не знаю в каком направлении работает Ваш терапевт, поэтому трудно оценить до какого уровня продвинулся процесс за 10 месяцев. Однако могу сказать, что если это психоанализ, то он длится годами. 10 месяцев в таком случае - совсем небольшой срок. Так что все идет своим чередом. Предположу, что на данный момент отношения с терапевтом находятся в процессе становления. Из-за этого у Вас сейчас столько противоречий. Пока что Вы дублируете в кабинете свои внутренние конфликты и противоречия. Это и есть зона работы с терапевтом.
Желаю Вам разрешить все противоречия в отношениях с психотерапевтом и успешно продолжить процесс. Будут вопросы – обращайтесь.
С уважением, Любовь.