Ничего не хочу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Светлана, мне 21 год. Я не считаю себя необщительным человеком, потому что спокойно могу пойти на контакт. Но последний год у меня началось подавленное состояние, ничего не хочется, неуверенность в себе, страх перед толпой. Думаю все идет из детства, потому что я училась не в очень благополучном классе и бывало много раз, что меня задевали, потому что я была замкнутой и комплексовала по поводу внешности (у меня были очень сильно вьющиеся волосы и мама мне не разрешала краситься до 11 класса, считала себя некрасивой, хуже других). И я думаю, что еще повлияло то, что когда в первом классе у меня начинались проблемы с учебой, мама серьезно подошла к делу и отправляла к репетитору. Успеваемость я повысила, но у меня не было времени проводить со сверстниками и после 4 класса, я постоянно сидела дома. Потому что мне ставили условия, что я не буду выходить, пока не выучу все. В итоге у меня была ужасная лень что-то делать, и я постоянно сидела дома, так и не общалась. Бывали моменты, когда я пыталась проводить время с подругами после школы, но когда не появлялась дома, меня сразу же начинали искать, причем мама бегала и искала меня повсюду. Это был мой переходный возраст, и я много раз ее доводила. В итоге я поступила в университет на юриста и до сих пор учусь. И никак не могу найти в себе силы заставить себя что-то делать. Пытаюсь ставить себе цели и в итоге провал. Я проучилась 4 года на юриста, жила все это время с сестрой, чтобы мама могла держать меня под контролем. Но я все-таки проводила время с друзьями. Скучной жизни в институте у меня не было. Сейчас я уже в другом городе, на этот раз одна. И это очень тяжело. Нет цели в будущем. Хочу попробовать чего-то достигнуть, но когда себя заставляю, в итоге через какое-то время срываюсь и опять мне ничего не хочется. Боюсь, что проживу жизнь скучно и никчемно. Постоянные страхи что-то сделать не так, выставить себя полной дурой перед окружающими. Так у меня остались эти комплексы, считаю себя неумным человеком, хотя институт престижный. Еще у меня есть фобия толпы. Когда иду по городу, чувствую себя никчемной, что все смотрят и оценивают. Хотя я бы не назвала себя некрасивой, я стала выглядеть намного лучше после школы (есть несколько лишних кило). Не знаю откуда взялся этот страх. Просто не знаю, что делать. Хочу поднять самооценку, может это как-то исправит ситуацию. Потому что всю жизнь мне твердят, что я "закомплексованная, ребенок еще". Какой-то страх жизни. Боюсь не справиться. Иногда до такой степени ничего не хочу, что просто начинаю с ума сходить. И в этом городе поговорить не с кем. Очень надеюсь, что вы мне поможете разобраться. Потому что рассказывать такое родным я не хочу, не хочу, чтобы беспокоились. А если расскажу кому-нибудь из друзей, думаю меня не поймут, да и не помогут. И еще мне не нравится, что мной могут управлять. И чтобы не обидеть, я могу переступить через себя и сделать то, что мне не нравится. Просто я в каком-то жизненном тупике. Я могу идти по улице и меня может накрыть, могу прийти домой и расплакаться из-за какой-нибудь мелочи, что со мной не поздоровались или то, что домой иду одна. Какое-то чувство одиночества, безысходности. Я не хочу так прожить свою жизнь с этими страхами и комплексами. Я итак полжизни провела в скуке, боюсь, что другая часть пройдет также. Помогите, пожалуйста. Мне больше не к кому обратиться!
Автор вопроса: Светлана Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Вараксина Евгения Васильевна.
Здравствуйте, Светлана!
Мама сильно ограничивала Вас в детстве: не пускала гулять и общаться со сверстниками, заставляла сидеть дома и учить. Мама держала Вас под контролем, когда Вы жили с сестрой после поступления в университет. И в том, как Вы об этом пишете, чувствуется внутреннее сопротивление, бунт против маминых ограничений. Но ... что самое интересное, сейчас, когда Вы живете отдельно в другом городе, Вы сами стали для самой себя такой мамой. Вы не "не хотите ничего", Вы не разрешаете себе хотеть. Внешние ограничения стали внутренними. Вы научились блокировать свою активность, чтобы не рисковать (быть непринятой, неумной, ненужной и одинокой). Вы пишете, что еще в школе стали лениться. Лень - показатель того, что человек не может делать то, что для него важно и хочется, и предпочитает не делать того, что "надо". Ваша жизнь блокируется в самом начале - в момент зарождения желаний. Конечно, ни о какой активности не может быть и речи. Составьте для себя список "Чего я хочу". Именно Вы, не мама, не потому, что так принято и этого хотят все. Чего хотите Вы? Хотите от жизни в целом и в настоящий конкретный момент. Умеете ли Вы чувствовать Ваши желания "здесь и сейчас": хотите ли Вы яблоко или Ваше тело требует физической активности, хотите ли порисовать или посмотреть любимый фильм. Научитесь слышать саму себя и уважать свои желания (этот механизм был у Вас разрушен в детстве). Первый шаг, научиться слышать свои желания. Научитесь этому - активность появится. Второй шаг - научиться видеть последствия своих желаний и реализовывать те из них, которые принесут пользу (или хотя бы не принесут вред) Вам и окружающим. Например, Вы обнаружили у себя физиологические желания. Значит ли это, что их надо немедленно удовлетворить? Нет. Надо увидеть последствия "легких" отношений и решить нужны ли они Вам (болезни, отсутствие постоянных отношений, трудности создания семьи, дыра у душе, потому что проблему одиночества секс не решает). Многие родители, не умея объяснить ребенку, как быть со своими желаниями, как научиться выбирать и нести ответственность, блокируют желания ребенка (по принципу, я лучше знаю, что тебе нужно). Это блокирует жизненную активность и вызывает апатию, депрессию, лень. Хотеть надо. Разного: общения с друзьями, путешествий, прослушивания хорошей музыки, выезда на природу, интересной работы ... Но надо научиться видеть последствия своих желаний и воплощать их так, чтобы не вредить себе и окружающим.
Вместо того, чтобы жить, сейчас вы занимаетесь мыслями о себе и о жизни "я неумная, со мной не поздоровались, чувство одиночества, безысходности". Составьте список, чего Вы хотите, подумайте, как двигаться к этому без вреда кому-либо и начинайте жить. Мы слишком много боимся, "переживаем", когда мало живем. Время ограничено, ресурсы ограничены, а Вы тратите их на "переживания".
"Закомплексованными" мы становимся, когда слишком много думаем о себе. Да, и не думайте, что это парадокс, и Вы, напротив, в себе неуверенны. Неуверенность и закомплексованность рождаются от чрезмерного внимания к себе. Начните смещать свое внимание на другого человека. Поверьте, он тоже волнуется и переживает в момент общения, другому тоже важно, чтобы его поняли, другой человек также мечтает не быть одиноким, как и Вы. Прекращайте крутиться в мыслях только вокруг себя. В момент общения подумайте, чем живет, о чем переживает другой. Вместо "со Мной не поздоровались" - "возможно сегодня он устал, может быть ему нужна помощь" или "как жаль, что его не научили быть внимательным к людям, я извлеку из этого опыт, что это может быть больно другому человеку и сама буду более внимательной к людям". Вы думаете, что "все на Вас смотрят и оценивают". Оценивают что? Внешность? так ли она важна или мы ищем человека, способного нас понять, разделить наши интересы, с кем мы можем поделиться своими мыслями и планами. Другой человек тоже волнуется и боится (в большей или меньшей степени) - поддержите его в общении.
Удачи Вам!
С уважением, психолог Вараксина Евгения Васильевна.