Ребёнок 3 года не может уснуть самостоятельно. Всегда необходимо ковырять локоть мамы (папы, бабушки).

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Моей дочери 3 года, она очень хорошо развита для своего возраста - ходит в детский сад, на занятия танцами, очень хорошо разговаривает, поёт песни, знает много стихов и сказок. Однако, с годовалого возраста она засыпает только ковыряя локоть мамы, папы или бабушки. В своей кроватке отказалась спать с самого рождения, спала со мной, папу отселили на диван. В возрасте примерно 2 лет удалось переложить ее в детскую кроватку, но только рядом с большой кроватью, со снятым бортиком - в общем, чтобы всегда можно было схватить за локоть. Через полгода построится наша новая квартира, мне хотелось бы организовать детскую и отселить дочку вместе с ее сестренкой (1,6 лет) в отдельную комнату, потому что сейчас я сплю с младшей в одной комнате, папа со старшей - в другой. Мне эта ситуация не кажется нормальной, решили с мужем, что надо как-то все изменить, но как? Есть ли шанс, что со временем эта тяга к локтю пройдёт сама? Или это просто плохая привычка, которую нужно искоренять? Или какая-то более глубокая и сложная зависимость?
Спасибо!
Автор вопроса: Ольга Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Ольга!
Для ребенка очень важно чувствовать доверие к миру. Оно позволяет ему начинать самостоятельно его изучать, когда для этого настанет время, сделать процесс сепарации от родителей менее болезненным.
Формируется такое доверие через отношение ребенка с родителями и с матерью в первую очередь.
Если потребности ребенка в контактах с матерью удовлетворялись без травмирующих для него ситуаций и по требованию, если тактильный контакт при его необходимости ребенку был достаточным, то такое доверие формируется легко и практически без проблем.
Иногда именно недостаток тактильного контроля становится той травмой, которая еще долгое время заставляет ребенка в минуты тревоги искать его с близкими ему людьми.
В этом возрасте все это еще легко можно корректировать. Например, обнимать ребенка при каждой возможности, делать какие-то совместные дела вместе – лепить, рисовать, играть в подвижные игры на свежем воздухе.
Но и заниматься установлением границ для собственного пространства и пространства, которое ребенок может расценивать как свое и безопасное тоже необходимо.
Для этого хорошо подойдет как раз Ваши преобразования, связанные с перебазированием семьи в новый дом. Постарайтесь, чтобы пространство, которое Вы планируете отвести для детей им тоже нравилось и они непосредственно принимали участие в его обживании и оформлении. Позаботьтесь о создании атмосферы, которая бы формировала у ребенка спокойствие и уверенность в безопасности в любое время нахождения в нем. Начните формировать ритуалы, которые бы подготавливали ребенка к самостоятельному сну. Сюда хорошо впишутся вечерние сказки или рассказы, например, о том, что зубные феи приходят к детям только, если дети находятся без родителей. Ведь скоро у Вашей старшей начнут меняться зубы и это поможет ей подготовиться к этому ритуалу взросления. Неяркий и интересный детский ночник в детской комнате тоже может помочь в создании безопасного интерьера.
Даже Ваши совместные дела в течении дня, например, совместное приготовление какого-нибудь простого блюда или помощь в сервировке семейной трапезы поможет ребенку ощутить свое полноценное участие в жизни семьи и придаст желание быть более самостоятельным.
Вы написали, что Ваша старшая дочь хорошо развита для своего возраста. Приобщите ее к рассказыванию совместных сказок, когда Вы с нею будете придумывать новые истории или менять знакомые сюжеты, дополняя их в совместном творчестве.
Все эти мероприятия помогут ребенку почувствовать больше спокойствия, приобрести больше уверенности в собственной безопасности и Вашей надежности как значимых для нее фигур.
Иногда такое поведение у ребенка может наблюдаться из-за того, что сама кроватка тоже была для нее неудобной, либо она о нее травмировалась, находясь в ней. Это может быть и из-за отлучек родителей по своим делам, например, мама рано вышла на работу или была занята подготовкой к появлению другого малыша, а затем заботой о нем.
Старший ребенок очень часто ощущает такое отвлечение мамы как состояние брошенности, ненужности и тяжело переживает такую потерю внимания со стороны мамы и других взрослых. Сейчас, когда фокус Вашего внимания уже может быть более равномерно распределен между детьми, постарайтесь показать и старшей, что она также значима для Вас, как и сестра. Возможно, даже давайте ей сейчас больше внимания при удобном случае, поскольку его недостаток мог быть именно в период, когда он ей был наиболее необходим, а понимание происходящего не всегда воспринималось ею так, как думали об этом Вы и другие взрослые.
Все «острые углы» первых дней жизни родители могут смягчить своим дальнейшим проявлением безусловной любви к своим детям. Если ребенок чувствует любовь, то даже небольшая конкуренция с братьями и сестрами не способна разубедить его в надежности мира вокруг него.
С уважением, Елена Гладкова