Живу в мечтах. Как начать жить реальностью?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моя проблема преследует всю мою жизнь, хотя может это норма?
Я с самого раннего детства придумываю сюжеты с романтическим подтекстом. Все заканчивается тем, что я счастлива со своим выдуманным кавалером. Если бы это только осталось детскими фантазиями. Мне уже 18, и казалось бы, пора прекратить жить в мечтах и жить реальностью. Но я зависима от всех этих сценариев, я не могу прекратить придумывать их. Я киноман, поэтому материала для сюжетов предостаточно. Наверно нужно отметить то, что ситуация в детстве в семье неблагополучна, поэтому, возможно, это мой своеобразный уход от реальности. Дело в том, что это мешает мне жить. Я отвлекаюсь на эти мечты при некоторых беседах с друзьями; еду в автобусе и слушаю музыку, витая в мечтах, перед сном это уже стало святом делом, не усну по-другому. Мне действительно нравится это делать, хотя я осознаю, что это ненормально. В трудные периоды мне эти сценарии особенно помогают оторваться от реальности. Я пыталась контролировать свои мысли, но как я сказала выше, это зависимость, и ее очень трудно побороть.
Пожалуйста, помогите мне. Как мне справиться с этим? Даже когда моя жизнь была насыщенной и интересной, я продолжала это делать. Как начать контролировать свои мысли?
Автор вопроса: Наталья Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Дьяченко Галина Викторовна.
Здравствуйте, Наталья.
Ваш запрос: "Как начать контролировать свои мысли? Как справиться с зависимостью от бегства от реальности? Как начать жить реальностью?" Давайте попробуем разобраться в проблеме.
С Ваших слов:
1."ситуация в детстве в семье неблагополучна".
2. "Мне действительно нравится это делать, хотя я осознаю, что это ненормально. В трудные периоды мне эти сценарии особенно помогают оторваться от реальности".
Давайте определимся с понятием. Уход (бегство) от реальности - это эскапизм (от англ. escape - бегство, выход). Вы верно увидели причинно-следственную связь: негативные переживания в детстве - невозможность решить проблемы в реальности в силу возраста и обстоятельств - бегство от этой реальности. Надо заметить, что эскапизм — это мощный механизм выживания, в основе лежат базовые физиологические механизмы: все виды деятельности, которые человек использует от ухода от реальности, способствуют выделению одного или нескольких веществ — окситоцина, дофамина, эндорфинов. Они позитивно влияют на настроение и эмоции и помогают человеку - пусть на время - почувствовать себя лучше и расслабиться. Таким образом психика получает шанс восстановиться. Для того, чтобы изменить устойчивую реакцию, когда, по Вашему мнению, стремление уйти от реальности стало навязчивым, нам необходимо провести большую работу.
Наталья, я предлагаю подумать о возможных путях решения проблемы:
1. Мне кажется, что необходимо разобраться с незавершенными ситуациями в детстве. Поработать с психологическими травмами. Отпустить ту боль и отчаянье маленькой девочки. И помочь своему внутреннему ребенку стать счастливой. Исследовать Вашу копинг-стратегию, мотивы эскапизма, определить акцентуацию характера, определить, есть ли синдром растройства навязчивых грез.
2. Подумать о том, чтобы взять ответственность за свою жизнь и свои фантазии. Помните, что в Вашей ситуации эскапизм полезен в малых дозах, так как в больших он вызывает зависимость. Следовательно, надо найти баланс.
3. Возможно, стоит подумать о продуктивном экспапизме? Не обесценивайте своё воображение и фантазии. Подумайте, как можно применить Вашу фантазию. (И в будущем монетизировать способность писать сценарии). Воображение помогает вписаться в мир, увидеть его более объемным. Вы становитесь более гибкой и не смотрите на происходящее только как на черное и белое. Эскапизм не только отвлекает внимание от реальности, он облегчает стресс, позволяет думать более взвешенно и смотреть на многие события немного более рационально и логично. Чем более мы расслаблены, тем легче нам обдумывать вещи.
4. Подумайте о том, чтобы перенести фокус внимания на "здесь и сейчас": подмечайте особенности реальности, её вкус, цвет, запах, фактуру. Однажды я была на встрече с писателем Андреем Беляниным. Он предложил обращать внимание на мелочи, мимо которых наш взгляд привычно скользит. Видеть то, что другие люди не видят или не хотят видеть. И привёл в пример несколько памятников, которые я привычно воспринимала как все. Обращайте внимание на особенности речи окружающих людей, их мимику и реакции. На архитектуру. На природу. Записывайте свои наблюдения.
5. Используйте для решения проблемы стратегию маленьких шагов.
Наталья, буду рада помочь Вам.
С уважением,
Дьяченко Галина Викторовна.