Как построить взаимоотношения со свекровью?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Три с половиной года назад мой парень привел меня в свой дом. Первое, что бросилось в глаза - две огромные кучи грязного белья в коридоре. Дальше - больше. На диван садиться нельзя, так как на него гадят кошки и он весь в шерсти, в туалет невозможно зайти, не зажмурив нос. В доме было 6 кошек, за которыми никто не следил. Так получилось, что мы были вынуждены переехать в этот дом. Нам выделили комнату, которая была вроде свалки всего, что не имеет определенного места. У меня сразу же разыгралась аллергия, но помочь с уборкой никто не вызвался. Я молча привела комнату в порядок и проделала тоже самое с остальными комнатами в доме. Я понимала, что это чужой дом и я не имею права осуждать здешние порядки, а могу лишь помогать и создавать уют. За это меня благодарили и были очень рады, сказали, что такой чистоты не было лет 10, договорились эту чистоту поддерживать. После отпуска мы вернулись в квартиру и я просто ахнула на пороге - за две недели свалка вернулась. Все мои усилия пали крахом!! Мама не прибирает в доме и не готовит, это делает папа, который работает до 9 вечера. Я долго расстраивалась, ругалась с парнем о том, что это вредно для здоровья, жить в таких условиях, но он не предпринял никаких мер и мы переехали, заняв денег на аренду у моих родителей. В этом году я осталась без работы и мы снова вернулись в этот дом, вскоре мы поженились. Порядки здесь не изменились за эти годы и все семейные разговоры заканчивались только обещанием мыть за собой посуду и прибирать в туалете. Но это не происходило, и вскоре я начала замечать как впадаю в депрессию - сижу в комнате и не хочу выходить, ем тоже только в комнате, лишь бы не видеть всю эту свалку, даже в туалет хожу в случае крайней необходимости. Стала реже мыться, потому что в ванной моют кошачьи лотки и сливают воду из стиральной машины. Я больше не зову друзей, потому что мне стыдно. Друзей почти и не осталось.
На свою свадьбу я сама шила себе фату, но в итоге надела другую. В этом году у родителей жениха была серебряная свадьба, свекровь попросила у меня эту самую фату. С тех пор прошел почти месяц, а моя фата лежит брошенная в "гостиной" среди мусора и кошачьей шерсти. Я ждала, что свекровь наконец обратит на это внимание и вернет мне ее, но она этого не сделала. Вчера я не выдержала и поговорила с ней уже менее тактичным способом, сказала, что пора наводить порядок, сколько лет уже прошло с генеральной уборки. Что мне стыдно приводить друзей и моих родных. Что она в первую очередь хозяйка в доме и показывает остальным пример. Что атмосфера в доме негативно сказывается на нашей семейной жизни. Что нужно хоть иногда наводить порядок, ведь пыль вредит здоровью. Что я кормлю всю семью каждый день и прибираю, а мой труд совсем не уважают, если даже тарелку за собой не могут помыть, хотя каждый раз обещают это сделать. Я рассказала о своих чувствах насчет фаты. Она мои слова восприняла очень спокойно, пообещала помогать, но не извинилась. Женщина она добрая и не способная на злые поступки, поэтому я думаю, что она просто ничего не умеет и ей лень учиться. Мы расписали график дежурств на месяц вперед, вся семья отнеслась положительно (кроме нас с мужем есть еще отец и младший брат), потому что все хотят чистоты, но мужчины особо не знают, что нужно для этого сделать, а свекровь просто не хочет ничего менять (или может лень?).
Слова словами, но моя фата по прежнему лежит в гостиной, покрытая комками шерсти, а на генеральную уборку коридора (чтобы попасть в дом, нужно перешагивать через разбросанную обувь), которую мы устроили со свекром (!!!), свекровь просто не пришла, поехав в гости к подруге. Мы очень сильно поссорились с мужем на этой почве, он считает, что я злая, а с мамой говорить не хочет, чтобы не обидеть. Обижается на мои слова, что если он привел меня в свой дом, то мог бы постараться создать хорошие условия для проживания, тем более что я никогда не против участвовать в этом. Я совершенно разбита и не знаю как дальше жить в такой грязи, ведь после моей уборки всё моментально возвращается на круги своя. Я не хочу рожать детей на помойке, но и уехать мы не сможем прямо сейчас. Как объяснить свекрови, что у каждого члена семьи должны быть свои обязанности по дому? Как вовлечь её в процесс и заставить отложить планшет с игрой, когда мы с её мужем готовим ужин и моем пол?
Автор вопроса: Малена Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Красина Елена Львовна.
Здравствуйте, Малена!
Мне очень понятно ваше стремление к чистоте и порядку. Думаю, что вы выросли в семье, где любят порядок, и вас с детства научили убираться в доме. Поблагодарите за это своих родителей. К сожалению, другая ситуация в семье у вашего мужа. Привычка убирать за собой и класть вещи на место формируется в детстве, и если этот навык не сформирован, то взрослого человека очень сложно изменить и научить убираться за собой. Получается, что вы тратите очень много своих сил, эмоций и времени на борьбу с привычками своей свекрови. И самое неприятное в этой ситуации то, что начали ухудшаться ваши отношения с мужем, вы начали ссориться.
Вы спрашиваете, как вам построить взаимоотношения со свекровью. Это сделать непросто, поскольку, как я могу понять из письма, у вас уже накопилось достаточно негативных эмоций и обид на нее. Ваши чувства вполне обоснованны, но именно они мешают вам понимать ее и поддерживать с ней хорошие отношения. Очень хорошо, что вы начали говорить со свекровью, высказывать ей свои потребности. Конечно, говорить со свекровью следует, прежде всего, с чувством уважения, не стоит упрекать или осуждать ее, попробуйте просто говорить о своих чувствах и переживаниях, о своих трудностях, в этом случае гораздо больше шансов, что она услышит вас.
Я думаю, что вы пропускаете много интересного и важного, когда все свое внимание акцентируете на негативных сторонах вашей жизни, на беспорядке, грязном белье на полу, разбросанной обуви и т.п. Попробуйте замечать хорошие вещи и события, которых, я уверена, много в вашей жизни. Попробуйте обратить внимание на привлекательные черты вашей свекрови, поинтересуйтесь, например, ее встречей с подругой, или новой игрой в ее планшете. Кажется, что ваша свекровь умеет получать удовольствие от жизни.
Я понимаю, что вам сейчас нелегко, постарайтесь не опускать руки и не давать бытовым трудностям разрушать вашу семейную жизнь. При необходимости вы всегда можете обратиться за консультацией.
С уважением,
Красина Елена Львовна