Как мне стать увереннее в себе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня очень наболевшая тема. Мне 19 лет, я учусь на 2 курсе в университете. Действительно люблю учиться, и у меня это отлично получается. Моя проблема в том, что я постоянно думаю о мнении окружающих и всегда чувствую, что я делаю что-то не то в общении. Я постоянно себя контролирую, всегда присутствуют мысли, что за мной то и дело следят и смеются. Я не знаю, почему именно такое происходит. Если судить объективно, то, вроде, все со мной общаются, никто не осуждает. Однако в глубине души я ощущаю, что есть какое-то давление на меня со стороны собеседника. Поэтому я стараюсь себя постоянно контролировать, дабы лишнего не ляпнуть и люди надо мной смеялись. Если говорить лично обо мне кратко, то я единственный ребенок в семье, живу с мамой и тетей. С папой я общаюсь, но вместе не живем. Год назад (после школы) я переехала из провинциального городка в мегаполис. Я, повторяюсь, полностью отдаю себя учебе, и у меня она занимает все время, помимо университета я еще хожу на курсы различные. У меня нет парня и нет подруг, друзей. Есть хорошие одногруппники, с которыми я часто и хорошо общаюсь. Но есть несколько лиц, которые меня недолюбливают и относятся как-то с презрением. Вот когда они что-то мне фыркают, я не могу им дать ответ, но потом прихожу домой вся опустошенная и постоянно об этом только и думаю бесконечно, мучаюсь, что не смогла дать отпор. Бывает иногда, что я им что-то говорю в ответ, но потом хожу и думаю: "А не ответила ли я чего-то того, что их еще сильнее разозлит?". Если честно, я очень боюсь остаться одна, без друзей и подруг, и все будут против меня. У меня прекрасная мама, которая меня всегда поддерживает (мы с ней как подруги). Она говорит, что просто заморачиваюсь и надо все отбросить и просто не надо так много думать. Она никогда меня не контролирует и не опекает (т.е. я достаточно самостоятельна). Но все же я не перестаю много думать. Вот схожу, например, в универ, а потом целый день хожу и думаю: не сделала ли я того, чем люди меня начнут осуждать и все ли я правильно делаю. Помогите мне, пожалуйста! У меня это все началось после окончания школы. Что мне делать? Как стать увереннее в себе и перестать так много думать?
Автор вопроса: Наталья Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Толстова Юлия Евгеньевна.
Здравствуйте, Наталья!
В вашем письме есть фраза: «.....не сделала ли я того, чем люди меня начнут осуждать и все ли я правильно делаю.» Она и есть ключевая для объяснения вашего восприятия себя.
Вы не думаете о себе, Вы думаете о других:
«... я постоянно думаю о мнении окружающих и всегда чувствую, что я делаю что-то не то в общении.»
«всегда присутствуют мысли, что за мной то и дело следят и смеются.»
«....в глубине души я ощущаю, что есть какое-то давление на меня со стороны собеседника.»
То есть Вас как таковой как-бы нет. Есть «Вы» через мнение окружающих.
И ещё Вы хотите всем доказать, что Вы- хорошая, умная. И тут же страх : « А вдруг я не такая?» Потом появляется контроль над собой, своего рода неестественность в поведении.
Вы хорошо учитесь, вы всё время учитесь, тем самым доказывая самой себе, что Вас есть за что любить. Но при этом у Вас нет друзей, нет личной жизни, и Вы боитесь одиночества.
Как понимаю , всё началось с Вашего переезда в мегаполис из маленького городка, где всё было привычно и знакомо, где была мама, с которой Вы как подружки.
А Вы хорошо учились? А мама говорила Вам, что надо стараться, добиваться своей цели. А любила Вас мама просто так, не за хорошие оценки и поведение. Не было ли в детстве насмешек над Вами?
Ведь именно с детства у Вас сформирована низкая самооценка, непринятие и нелюбовь к себе. Вы как-бы не чувствуете право существования в этом мире со своим мировоззрением. Вы постоянно боитесь сказать и сделать что-то не так.
Уехав от мамы в большой город Вы встретили новых людей, разных по характеру и темпераменту. И Ваша проблема в том, что Вы их боитесь! Они для Вас враги, которые будут смеяться. Вы не можете дать отпор , а если и даёте, то потом переживаете весь вечер, что о Вас подумают ( «"А не ответила ли я чего-то того, что их еще сильнее разозлит?")
И теперь посмотрите на себя со стороны? Разве Вы бы захотели быть другом человеку, который воспринимает тебя, как врага? Думаю, вряд ли.
Наталья!
Перестаньте что-то кому-то доказывать, перестаньте думать о других, что и как они подумают. Повышайте свою самооценку через принятие себя со своими достоинствами и недостатками. Полюбите себя такую, какая вы есть.
Найдите у себя достоинства ( а они несомненно есть), и постоянно повторяйте их про себя. В общении с окружающими попробуйте убрать контроль, и говорить, что вздумается, заранее настроив себя,что если кто-то будет смеяться, Вы или посмеётесь вместе, обратив всё в шутку,или ответите жёстко и лаконично. Обязательно встречайтесь и общайтесь с новыми людьми, будьте доброжелательной и непринуждённой в общении. Думайте прежде всего о себе, что вы чувствуете, а не окружающие. Не бойтесь казаться смешной, и своим неприятелям давайте отпор, не думая больше об этом ни секунды. Уберите страх-это иллюзия, но чтобы она исчезла, надо через неё пройти. Выражайте свои чувства открыто, давайте людям понять, что Вам нравится, а что нет.
И вот когда Вы, пройдя через всё это, обретёте уверенность в себе. Вы увидите, что люди такие же как и вы со своими слабостями и недостатками, со своими страхами и разочарованиями. И Вы поймёте, как хорошо быть самим собой, таким, какой ты есть, Вы перестанете бояться одиночества, потому что ,извините за тавтологию, у Вас есть Вы, а потом обязательно найдётся человек, который увидит в Вас личность, и захочет общения с Вами. Это и будет Ваш друг. Недаром существует фраза : « Полюби себя, и тебя полюбят окружающие».
Но для этого вам надо будет долго и усердно работать над собой, повышая свою самооценку и добиваясь любви к самой себе!
Всего Вам самого доброго! Успехов и любви!