Отсутствие интересных мыслей при разговоре с людьми.

Вопрос психологу:
При разговоре с людьми не образуются интересные или нужные мысли автоматически, я как бы насильно "выдавливаю" каждую мысль, насильно и тяжело строю логические или алогические цепочки, чтобы придумать например что то смешное, или что то необычное, или что то разумное, и даже в разговоре "ни о чем" и неважно кто это, родственники/девушка/друзья/незнакомцы/враги, с любым человеком такая ситуация. Если бы у меня не было этого контроля (назвал это так), я бы наверно постоянно молчал, хотя слышу и понимаю что тема разговора интересная, и хотелось бы сказать что то интересное, обменяться информацией и эмоциями. Отсутствует легкость в мышлении. Проблем в жизни особо нету, хобби есть, девушка есть, друзья есть, с родителями отношения отличные, отдыха хватает. Сильные стрессы вспомнить не получается, их просто не было. Есть только чувство что не хватает общения с людьми, собственно из за этой проблемы, начал замечать трудности в общении
Эта проблема развивалась постепенно, примерно с 12 лет еще в начальных классах, и очень медленно, сейчас проблему явно замечаю.
Вопрос: как сделать так, чтобы интересные мысли образовывались автоматически, или же более легко?
Автор вопроса: Double Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте! К сожалению, не знаю Вашего имени. Очень интересный вопрос. Постараюсь на него ответить коротко и понятно. Знаете, неинтересных мыслей не бывает. Всякая мысль содержит в себе какую-либо информацию, которая может быть кому-то интересной. Другой вопрос в том, соответствует ли данная мысль теме разговора с вашим оппонентом. Если ваши мысли уходят в сторону от темы разговора, естественно, ваш собеседник начинает терять интерес к беседе. И то, что Ваши мысли не интересны, Вам только кажется. Вы пишите, что эта проблема развивалась примерно с 12 лет. Для начала, я позволю себе порассуждать о том, что могло послужить причиной Ваших затруднений. А после, во второй половине ответа, разберемся, что нужно делать. Возможно, Вам пришлось пережить ситуацию общения с человеком, превосходящим Вас интеллектуально. Или Вам могло так показаться. Вы могли почувствовать себя униженным в этой ситуации. И это яркое эмоционально окрашенное событие могло застрять в Вашей памяти. С тех пор у Вас мог появиться так называемый «страх самовыражения». Это распространенное явление в подростковом возрасте. Но просто сказать "страх самовыражения" - это равносильно тому, что ничего не сказать. Давайте с Вами подробнее разберем, что это такое. Итак, что такое страх? Страх - это отрицательное эмоционально окрашенное переживание человека, связанное с избеганием каких-либо угрожающих ситуаций. В данном случае речь идет о ситуациях, угрожающих внутреннему миру человека, его самолюбию. Для Вас это ситуации, в которых Вам нужно выразить свою мысль перед другими людьми. Неприятные события, связанные с чувством страха, особенно если они касаются нашей личности, имеют свойство сохраняться долгое время. Мы стараемся о них не вспоминать, потому что это нам неприятно. Наше сознание накладывает "табу" на такие события. Но будучи "изгнанными" из сферы нашего сознания, эти страхи продолжают оказывать влияние на нашу жизнь. На нашу самооценку, на отношение к себе. И, как следствие, на наше поведение. Случай из прошлого мог повлиять на формирование Ваших идеальных представлений о себе. О том, каким Вы должны быть по Вашему мнению. Эти обстоятельства могли привести к тому, что у Вас появились завышенные требования к себе. Из-за того, что Вам Ваши мысли кажутся, именно, обращаю на это Ваше внимание - кажутся, неинтересными, Вы стараетесь их подгонять под тот "идеал", который Вы сами себе создали. Отсюда у Вас возникает это напряжение. Вы сами не позволяете себе выражать те мысли, которые приходят Вам в голову естественно, сами собой. И начинаете их "дорабатывать". Попробуйте обратить на это внимание. Для начала, перестаньте стесняться своих собственных мыслей. И не бойтесь их высказывать, какими бы "нелепыми" они Вам не казались. Если Вам трудно это делать непосредственно в беседе с кем-то, попробуйте это дома. Придумайте любую тему, первую, какая придет Вам в голову. И записывайте свои мысли на бумагу, не контролируя, не редактируя и не дублируя. Даже если это будет казаться Вам полной «абракадаброй», не бойтесь. Постарайтесь найти связь между каждым записанным словом и темой. Раскройте эту связь. Найдите логическое обоснование этой связи. Например: какая связь между шкафом и крокодилом? Казалось бы никакой. Но внимательнее рассмотрев, можно найти общие свойства: и у того и у другого четыре ноги или, и в том и в другом можно найти скелет ;-)и т.д. Проделывайте это каждый день. Не ленитесь. Потом можете записывать Ваши монологи на видео и просматривать их. И скоро Вы убедитесь, что у Вас прекрасные мысли. Не хуже, а может быть даже лучше, чем у Ваших собеседников. Главное, позвольте Вашим собственным мыслям существовать и быть высказанными. Смягчите Вашу внутреннюю "цензуру". Изгоните этого «Цербера», который Вас угнетает. Дайте свободу своим мыслям. Научитесь быть снисходительным к своим мыслям и высказываниям. Не бойтесь допускать ошибки. Подобные ошибки допускают все, даже дикторы на телевидении. Никто их не казнит за это.) Вы видели, как после фильма иногда показывают «закулисные» кадры съемок? Там показывают ошибки актеров и все курьезы во время съемок. И как же ведут себя актеры? Они смеются над своими ошибками. Они веселы и полны оптимизма. Вообразите себя на их месте. Не бойтесь показаться смешным. Больше общайтесь с детьми. Обратите внимание как легко и непосредственно выражают свои мысли дети. У них можно этому поучиться. Думайте, что окружающие относятся к вам с любовью и пониманием.
Расширяйте свой кругозор. Больше интересуйтесь, читайте. Даже на те темы, которые Вам не очень интересны, но которыми интересуются люди Вашего окружения. Хотя бы минимум информации об этом у Вас должен быть. Развивайте свое чувство юмора. Это тоже поддается тренировке. Существует много методик. В интернете достаточно информации о них.
Поработайте немного над собой. И не заметите как станете приятным собеседником. Будете чувствовать себя раскованно и уверенно. Ваши мысли будут протекать легко и свободно. И так же легко Вы сможете их выражать, наслаждаясь радостью общения. Надеюсь, мой ответ поможет Вам разобраться в этом вопросе. Успехов Вам и приятного общения!