Хочу побороть неуверенность в себе.

Вопрос психологу:
Добрый день! Проблема неуверенности в себе беспокоит меня ещё с детства. Я была полным ребёнком и с достаточно мягким характером, что позволило сделать меня предметом для насмешек. Я не могла постоять за себя, родители не вмешивались. И вот прошли годы, я изменилась, а неуверенность осталась. Эта проблема меня бы не беспокоила так сильно, если бы не тот факт, что мне 20 лет и я хочу отношений, но мужчин боюсь катастрофически. У меня есть подруги, которые считают меня симпатичной и даже красивой, я сама тоже ничего плохого о своей внешности не могу сказать, за собой слежу, стараюсь следовать модным трендам. Но я боюсь людей, боюсь с кем то знакомиться, особенно с парнями. В своей привычной компании я обычно много болтаю, шучу и веду себя свободно, но в незнакомой компании я обычно либо общаюсь со своими знакомыми, либо отмалчиваюсь, приглядываюсь ко всем и... налегаю на алкоголь, так я становлюсь более раскрепощенной. Если мне понравился парень, я никак это не покажу, не знаю почему. На улице и в общественных местах я даже боюсь встретиться с кем то глазами, с парнем тем более. Если я замечаю, что парень на меня пристально смотрит, я обычно отворачиваюсь. При общении с малознакомыми людьми я много думаю о том, что сказать и только потом говорю, пытаюсь вести себя как подруги более свободно, но у меня не получается, боюсь что то не то сказать, не понравится человеку, неудачно пошутить. Постоянно сравниваю себя с подругами, они симпатичные, но тоже не модели, но парней, знакомых, друзей помимо меня куча, а у меня кроме них больше и нет никого. я сейчас я живу одна, и особенно чувствуется одиночество, у подруг свои дела, парни, а я сейчас сижу в пустой комнате и набираю это сообщение. Подскажите мне, как прибавить уверенности в себе, мне кажется, все мои проблемы исходят именно из этого.
Автор вопроса: Инна Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Богуцкая Олеся Анатольевна.
Инна, здравствуйте!
Проблема самооценки по большому счету сводится к тому, что человек видит в себе один негатив. Все недостатки подсвечиваются, а достоинства игнорируются, не замечаются. Нужно прийти к следующему: изменить баланс сил, сделать так, чтобы замечать в себе больше хорошего, за что можно себя любить, уважать, ценить. И научиться принимать в себе недостатки, слабости, не грызть себя за ошибки и принять свое несовершенство. Мы все всего-лишь люди, ошибки нам свойственны по природе своей. Так же, как птицы летают, змеи ползают, а мы - делаем ошибки ) Такова уж наша природа. Подумайте об этом.
Теперь конкретное упражнение, которое я рекомендую начать выполнять, чтобы баланс самооценки начал выравниваться.
"5 вещей, за которые я могу себя похвалить"
Заведите блокнотик. Каждый день записывайте в него минимум 5 пунктов, которые произошли за этот день, за которые Вы можете себя похвалить. К примеру, "я сегодня могла валяться на диване и ничего не делать (и этого мне так хотелось), но я таки встала и помыла посуду". Или "мне так было сложно вступить в разговор с новым знакомым, но я очень постаралась, пускай я этого пока не сделала, но я знаю, что наступит день, когда это у меня получится, я хвалю себя за старание". Или "я давно собиралась разобрать завал на своем столе, сегодня я это сделала - хвалю себя за это!". И тд. Суть упражнения - находить в своем каждом обычном дне, в обычных действиях что-то полезное, что раньше проходило мимо Вашего внимания. И осознавать свое к этому причастие. Это упражнение начнет давать свой результат в самоощущении минимум через 2 месяца ежедневного выполнения. Если есть больше пунктов, чем 5 - записывайте все! Чем их больше, тем лучше!
И обратите внимание на те моменты, когда Вы не довольны собой. Когда Вы начинаете ругать себя за какое-то поведение. Попробуйте для начала замечать эти моменты. Неделю просто отдавайте себе в этом отчет. "Вот, я опять пришла вечером после посиделок с друзьями, опять начинаю пережевывать в голове варианты, как и что я могла сказать, ответить, сделать...я снова собой недовольна." Следующий этап - попытаться найти в этой же ситуации что-то хорошее, за что все же можно себя похвалить. К примеру "хоть я и не сказала того, что могла бы сказать, но я старалась найти нужные слова. И я как минимум, ничего не усугубила своим поведением. Я вела себя нейтрально. И это хорошо.". Со временем будет находиться все больше поводов видеть позитив в происходящем.
Тренируйтесь. Размышляйте над тем, что в Вашей власти, а что - нет. К примеру, что подумают о Вас люди - не в Вашей власти. Как бы Вы себя не вели, найдутся те, кто будет недоволен. Невозможно быть яркой, хорошей, удобной для всех. Попробуйте эту мысль на вкус. Вы с ней согласны? И если да, то стоит ли оно все того, чтобы так себя ломать, прогибать подо всех, и быть при этом несчастной? Просто для начала пустите эту мысль в свое сознание, примите ее. А со временем она начнет давать свои плоды, Ваше поведение начнет меняться. Так работает переосознание вещей. Так работают личностные изменения. Так выравнивается самооценка. Сначала идет осознание каких-то новых мыслей, позиций, взглядов, а за ним меняется и поведение.
Инночка, желаю Вам всего наилучшего! И скорейшего обретения уверенности в себе ) Запаситесь терпением, это вещи, которые не меняются за 1 день. Но если Вы будете упорно работать - Вы добьетесь успеха.
Всего доброго!