Как мне стать уверенной в себе? Как отпустить прошлые обиды из детства?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Ирина, мне 21 год. Не знаю даже с чего начать. Я не могу полюбить себя и принять свою внешность. Я родилась косая, года в 3 мне одели очки, и я их носила до 15 лет. В детстве я была очень затюканной, маленькой и худой, меня не замечали. В садике в Москве дети часто посмеивались надо мной, дразнили. Хуже того, что это оставалось безнаказанным со стороны воспитателей. Дело в том, что мы с родителями долгое время жили в маленьком провинциальном городке, позже, когда мне исполнилось 5, переехали в Москву. Дети в садике были очень избалованными и невоспитанными, они начали дразнить меня, мол ты не москвичка мы с тобой играть не будем. Тогда мы только переехали в Москву, снимали квартиру в небольшом районе, своего жилья не было. Мой отец работал сам на семью из 5 человек, поэтому жили мы небогато. А у детей в садике были очень дорогие игрушки, которыми они всегда хвастались, что мол я этого себе позволить не могу. Я была очень медлительным и невнимательным ребенком, психолог говорила, что у меня внимание очень рассеянное. Многие воспитатели оскорбляли меня при всех, одна даже назвала тупой кобылой, потому что я не могла найти нужную страницу в учебнике, долго листала. Перед 1 классом моим родителям откровенно говорили, что я даун, что я в обычной школе буду иметь одни тройки и никогда ничего не добьюсь. В связи с болезнью глаз родители решили отдать меня в школу на год позже, я родилась в декабре... Я пошла в школу в 7 и в декабре мне исполнилось 8. Я до сих пор ненавижу родителей за этот поступок. Позже всю жизнь многие учителя, а иногда даже посторонние люди мне тыкали мол, а чего ты такая взрослая уже 18 и только 11 класс заканчиваешь? А вот когда мне было 16, я уже школу заканчивала, меня это жутко бесило всегда. Когда я пошла в первый класс, то была единственным ребенком, у кого были очки. Я чувствовала себя очень неловко и скованно. Я начала ходить в разные кружки, у меня неплохо получилось рисовать, но мать постоянно критиковала мои рисунки, говорила, что линии не такие изящные... Но что я могла тогда в таком возрасте? Я не ходила даже в профессиональную школу художественную, это был просто кружок, как умела, так и рисовала. Мне было до слез обидно, что родители не поддерживали меня в начинаниях и мало хвалили. Однажды я прошла на конкурс по рисованию на округ, там я нарисовала не совсем удачно, потом оказалось, что я все же получила призовое место. Когда об этом узнала моя мама, она сказала учительнице, что мол мы и не стремимся ее в призерах видеть, нам это место и не особо интересно. Рисование я бросила и больше никогда не возвращалась к нему. Кроме того, моя мать постоянно меня сравнивала с другими детьми, если кто-то из класса получал 5 по математическому диктанту, то я сразу получала дрозда за то, что у меня 4. Многие родители нахваливали своих детей, даже если они не блистали особым умом, меня же постоянно принижали, никогда не хвалили. "А вот Полина, Маша, Саша гораздо большего добьется в жизни, была бы как они, видела бы цель и шла к ней, а ты как тютя". А как мне стать уверенной в себе, если меня постоянно поливали грязью и ни капли не говорили о хорошем? У меня два младших брата, и мне всегда казалось, что их больше любят, им больше внимания и т.д, а я самый нелюбимый и ужасный ребенок в семье. Меня часто ругали, лупили, мать постоянно срывалась на меня. После начальной школы папе предложили поработать за границей, отказаться мы не могли, так как работа перспективная, зарплата хорошая. Это был жуткий стресс для меня. Новый коллектив за границей, учительница невзлюбила меня, стала тыкать мол ваша девочка слишком взрослая, что я буду с ней делать? Постепенно класс тоже настроился против меня. Классе в 6 я и вовсе была чуть ли не изгоем, меня постоянно оскорбляли одноклассники. Друзей за границей у меня так и не стало. Когда вернулись в Москву, в новой школе меня тоже не приняли, я всегда хорошо училась и очень старалась, это стало вызывать зависть со стороны одноклассников, особенно неуспевающих. Я помню тогда была мода на всякие анонимные сайты, где можно задавать вопросы, я создала себе такой аккаунт, туда полилась тьма грязи о том, какая я страшная, прыщавая и т.д. Но это ещё не все, один парень из параллели мог тыкать в меня пальцем и ржать при этом, я уже хотела ударить его. Однако классный руководитель поговорила с ним, но издевки со стороны других детей не прекращались. Они дошли до того, что моей маме пришлось вмешаться в конфликт в классе, только тогда обидчики успокоились. Мама как-то высказалась по этому поводу: «М-да, пришла тут пиглица какая-то, ещё и учится хорошо, они сразу вспетушились, если бы ты ещё красивая была, они бы вообще не успокоились». Несмотря на то, что мама всегда меня поддерживала в разных конфликтах, всегда что-то обидное от нее звучало. Школу пришлось сменить, но в новом месте я стала очень замкнутой, могла сидеть в стороне и ни с кем не общаться, мне так было комфортно. А одноклассники недоумевали, почему она не общается ни с кем? На новом месте меня тоже не приняли, после школы я поступила в универ, но поняла не мое, пришлось уйти после первой сессии. Летом поступила в другое место, теперь довольна.
Сейчас я уже взрослый человек, но неуверенность в себе и старые обиды живут во мне по-прежнему. Я не могу отпустить прошлые обиды, ошибки, не могу полюбить себя и принять такой какая я есть. Я постоянно недовольна собой, чувствую, что должна выглядеть идеально, как модель с обложки журнала. Я могу найти в интернете красивую девушку модель/актрису/участницу конкурса красоты и начать гнобить себя, что мол я не такая, что у меня не длинные ноги, нет красивых волос и огромный лоб. Да, некоторые вещи можно исправить, но если у тебя в 21 год рост 165, то навряд ли можно ещё подрасти. Из-за того, что я выгляжу как подросток, меня воспринимают люди несерьезно, как будто у меня на лице написано, что надо мной поиздеваться можно. Иногда люди поддевают меня из-за роста, мол чего такая мелкая? Может быть я сама не люблю и не уважаю себя, поэтому меня легко задеть и причинить боль? Подскажите, как мне стать уверенной в себе? Как отпустить прошлые обиды из детства? Я хочу, чтобы у людей не возникало даже мысли, что меня можно как-то задеть или обидеть. Буду благодарна любой помощи.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Соколова Анна Викторовна.
Ирина, добрый день.
Я прочитала ваше письмо. Вы сделали верный шаг, обратившись за помощью. У вас очень четкие вопросы и мне нравится то, что вы хотите справится с ситуацией, понимая свою ответственность.
И я хочу свой начать свой ответ с притчи:
В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
- Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
- Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
- Своему прежнему хозяину, – ответил один из учеников.
- Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.
Ирина, эта притча ярко иллюстрирует причины возникновения наших обид, а так же дает мудрый совет, как не "приклеивать" к себе обиды.
Ирина, вы были правы, когда задали вопрос: "Может быть я сама не люблю и не уважаю себя, поэтому меня легко задеть и причинить боль?" Если вы не любите и не уважаете себя, окружающие так же будут проявлять неуважение к вам.
Итак, давайте подумаем с чего начинается уверенность и любовь к себе.
1.Уверенность и любовь к себе начинается с принятия себя (на всех уровнях).
Любовь к себе- это наиболее важная разновидность любви. Почему? Любовь к себе дана нам изначально, по праву рождения. И только любя и уважая себя, мы можем также ценить других! Только научившись ценить и любить свои собственные особенности, как достоинства, так и недостатки, принимая себя таким, какими мы есть, мы можем с таким же уважением относиться к особенностям других людей, принимая их отличие от нас, как данность.
2.Принятие своих недостатков (у кого их нет?) и акцентирование внимания на своей индивидуальности и неповторимости.
И здесь, мне вспомнилась притча про треснувший горшок:
"У одного человека в Индии, носящего воду, было два больших горшка, висевших на
конце шеста, который он носил на плечах. В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце длинной прогулки от источника до дома учителя. Треснувший же горшок доносил только половину.
В течение двух лет это продолжалось ежедневно: человек, носящий воду, доставлял
только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен. После того как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с переносчиком воды возле источника:
–Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.
–Почему? Чего ты стыдишься?
–В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моем боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего пути назад к дому твоего учителя. Ты делал эту работу и из-за моих недостатков ты не получал полного результата своих усилий,–удрученно сказал горшок.
Переносчик воды почувствовал жалость к старому треснувшему горшку и, будучи
сострадательным, сказал:
–Поскольку мы возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты заметил красивые
цветы по пути к нему. Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути, и это его немного успокоило. Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилась половина его воды, и поэтому он снова принес извинения водоносу из-за своей несостоятельности.
Тут человек сказал горшку:
–Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке и распорядился им с пользой.
Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего учителя. Без тебя, такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме."
Ирина, подумайте: может быть...вы не замечаете цветы у дороги?
А теперь, давайте примем тот факт, что уверенная в себе женщина принимает себе такой, какая она есть. Она не стремится быть похожей на дам с обложек журналов, делать такую же стрижку как у ее подруги и покупать точно такое же платье, как у ее коллеги. Он находит свой собственный стиль, развивает свою индивидуальность и не стесняется себя. Она меняется, тогда, когда она захочет и в том направлении, в котором, она считает это необходимым. Она не сравнивает себя с другими. Единственный человек, с которым ты должен себя сравнивать — это ты сам! Например, какой ты был вчера и какой ты сегодня. Тонкая грань.
Старайтесь сравнивать себя с самим собой НЕ касаемо достигнутых результатов, а касаемо полученных новых знаний и осознаний.
Ежедневно задавай себе эти вопросы:
В чем я стала мудрее сегодня. Что нового я узнала?
Какие уроки я извлекла из сегодняшнего дня?
3.Отсутствие от критики. Это еще один этап на пути приобретения любви к себе. Критика- это бесполезное действие, которое не приводит к позитивному результату. Критика приводит к самопоеданию, к самобичеванию, ввиду это появляется подсознательная ненависть к себе. Критика приводит к саморазрушению! Это значит не корить себя без повода, не ругать по мелочам, не наделять себя негативными эпитетами .
Будьте к себе добры! Никогда не упрекайте себя за свои прошлые ошибки. Просто простите себя и двигайтесь дальше, не зацикливайтесь на этом. Учитесь на своих ошибках, а не используйте их как кнут для самобичевания.
Итак, в пользу любви к себе, нам необходимо отказаться от критики как к себе так и по отношению к окружающим.
Ирина, я предлагаю вам несколько практик, которые вас научат любить себя и стать более уверенной в себе.
1.Аффирмации:
Я люблю и одобряю себя во всем.
Я довольна собой и своим телом. Я самодостаточна.
Я внутренне собрана и опираюсь на свою связь с землей.
Я могу быть одновременно и чувствительной, и сильной.
Я принимаю свои сильные стороны и все свои слабости.
Я люблю и ценю себя такой, какая я есть.
Я полна смелости и уверенности.
Я постоянно учусь и развиваюсь.
Я наполнена силой духа.
Я принимаю свою мудрость и интуитивное знание.
Я выбираю мудрые и лучшие для себя решения.
Я отпускаю контроль и доверяю процессу жизни.
Повторяйте их каждый день, со временем, вы измените свой настрой по отношению к себе.
2. Упражнение: сядьте напротив большого зеркала, смотрите в упор на свое отражение, стараясь принять себя, свою внешность как данность. Спустя пять минут скажите самому себе в зеркале о любви к себе, о том, как вы сами себя цените, жалеете, обожаете. Обратитесь к себе по имени или назовите себя ласково, самыми желанными словами. Делайте упражнение каждый день, и тогда, спустя несколько недель, вы почувствуете, как постепенно начинает меняться к лучшему и ваше отношение к самому себе, и отношение к вам окружающих.
Что касается вашего вопроса: Как отпустить прошлые обиды из детства?
Ирина, вы когда-нибудь пытались составить психологический портрет человека, который может обозвать ребенка "дауном" или "тупой кобылой" и прочее?...А теперь, представьте себе насколько высок интеллект такого человека и богат его внутренний мир...Я думаю, вам станет понятно о чем я. А теперь задайте себе вопрос: имеет ли такой человек право занимать место в вашей памяти и влиять на ваше настоящее и будущее?
Сейчас, я порекомендую следующую практику для работы с обидами.
Для того чтобы работа прошла эффективно необходимо:
1.Признание обиды.
2.Понятие ее глубины.
3.Готовность расстаться с ней.
4.Понять, что это процесс и он требует времени.
5.Быть готовым пережить негативные эмоции по этому поводу.
6.Проявить эмоциональную устойчивость.
Итак,
Первый этап.
Составьте список обидчиков всех-всех. Это могут быть не только люди, но и места (садик,школа...)Не торопитесь, уделите этому пункту время...Вложите в этот список все до мелочей.
Второй этап.
Рядом с именем человека зафиксируйте все нанесенные вам обиды до мелочей.
Третий этап.
Рядом с каждой обидой запишите все чувства и эмоции, которые вы испытывали (чувство никчемности), а так же как это отразилось на вашей жизни.
Четвертый этап.
Определите вашу роль в конфликте.
Читаем слева направо. Вы получили четкую картину того, на кого вы держите обиды и возмущаетесь, почему вы возмущаетесь именно этими людьми, как эти эпизоды повлияли на вашу личность и жизнь, а также роль, которую вы играли во всем этом.
Например:
1. "Мои обидчики": Мама как-то высказалась по этому поводу: «М-да, пришла тут пиглица какая-то, ещё и учится хорошо, они сразу вспетушились, если бы ты ещё красивая была, они бы вообще не успокоились» -"Что плохого сделали мне?":"Мама, сказала, что я не красивая"-"Что я чувствовал и как это повлияло на мою жизнь":"Я почувствовала себя неполноценной и неуверенной в себе. Я не нравлюсь себе. У меня много недостатков. У меня усилились комплексы по поводу моей внешности" -"Моя роль в конфликте":"Я молчала и плакала. Надо было сказать, что мне очень больно и обидно слышать это от мамы."
При помощи этой практики вы сможете конструктивно посмотреть на ситуацию, таким образом начнете трансформироваться из человека, живущего обидами, гневом и страхом в человека самодостаточного, уважающего и любящего себя.
Ирина, я надеюсь мои рекомендации будут полезны для вас. Я искренне верю в ваши силы.
С уважением, Анна.