Потеря ребенка во время беременности раньше срока.

Вопрос психологу:
Как прийти в норму жизни, если все мысли о том, что я потеряла ребенка на 23 неделях беременности. Не могу себе этого простить, ведь мы с мужем так его ждали. В нашей семье есть уже двое детей и даже уже есть внук, но при мысли, что у нас может родиться ещё один ребенок, да и к тому же девочка, привел нас в восторг! Мы стали планировать нашу дальнейшую жизнь, что и как будет, а тут такое разочарование, я потеряла нашу девочку. Нам с мужем не удавалось в течении 11 лет, получить результат и тут бог дал на поздних годах, и такая потеря. Я целыми днями плачу, просто иду или сижу начинаю реветь. По дому делать ни чего не хочу. Средний ребенок не интересует, хотя умом понимаю, что ему тоже нужно мое внимание и ласка. Но не могу пересилить себя! Ни хочу слышать ни от кого понимания и сожаления! Хочу просто остаться одна, чтобы меня все оставили в покое. Мне теперь ни кто не нужен! Ни муж, ни дети, ни внук которому я раньше была очень рада. В том что произошло виню свою свекровь т.к. за 10 дней случившегося она моему мужу сказала при скандале "будь проклят ты твое потомство и твой не рождённый ребенок", и поставила нас с ним в черный список. А когда узнала, что произошло, то написала мне, что она очень сожалеет о случившемся, ВРАНЬЕ. Она с самого начала моей беременности настаивала на аборте! А теперь видите ли она очень хотела эту девочку((( как дальше жить, не знаю! Лучше бы я вместе с дочкой ушла на тот свет, по крайней мере была бы рядом с ней! Без нее я не могу, она на столько для меня была желанна! Помогите, прошу Вас дайте совет! Ведь у меня есть 11 летний сын и ему нужна мама?
Автор вопроса: Светлана Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Светлана, здравствуйте!
Выражаю вам свое соболезнование! Я понимаю Ваше горе. Хотя и понимаю, что полностью понять и прочувствовать человека в таком состоянии навряд ли можно.
Я понимаю, как Вам тяжело и как трудно выйти из этого состояния. Боль утраты слишком сильна. НО!!! это возможно и не просто возможно, это необходимо - выйти из данного у Вас сейчас состояния. Ради Вас самих, ради вашей семьи, детей, мужа.
Вы к сожалению не написали как давно случилось это горе.
Вам очень важно не задаваться вопросом "за что". На него нет ответа.
Вы сейчас переживаете горе. Его важно пережить и отпустить боль утраты. Отпустить именно сильнейшую боль, которая мешает жить дальше. Конечно же саму ситуацию и свою доченьку Вы не забудете никогда. Я не знаю верите ли Вы в Бога. Но может вам будет легче думать, что Ваша доченька светлый ангел. Ей хорошо!!! Ей наверняка было бы более радостнее видеть маму счастливой. Может Вам есть смысл сходить в церковь и поговорить с батюшкой. Конечно же это по желанию и по велению души.
Люди не всесильны и не могут контролировать ВСЕ и ВСЕХ. Всегда будет что-то выходить из под нашего контроля. Важно научиться просто принимать то, что есть, то, что случается (это не фатализм. естественно важно делать все, что возможно в наших силах, а не опускать руки).
Очень важно прекратить винить себя, вообще искать виноватых. Возможно, что их просто нет. ДА - это горе. Это утрата! И очень хочется найти виноватого, вылить на него (а может и на себя) всю злость. Только кажется, что станет легче, если наказать виноватого. НЕТ!!! Злость только разъедает душу и терзает сердце. Тем более, что виноватых нет!!! Иногда это сложно принять. Но принятие дает облегчение. Своей злость и/или обвинением Вы только посыпаете рану солью.
Вспомните ту любовь, которую чувствовали к своей дочери. Продолжайте ее любить и дальше. Пусть в сердце будет любовь. Тем более, что Ваша любовь еще очень нужна вашей семье, мужу, сыновьям и внуку.
При переживании горя возможен очень широкий спектр эмоций.
Важно понимать, что Вы пережили очень сильное потрясение и быстро это может не пройти. Важно дать себе время!!!
НО!!!! Что еще важнее не утонуть в этом. Важно в горе не потерять себя. Важно не потерять то, что у Вас было. Ведь сейчас Вы сами отказываетесь от всего.
Важно вспомнить, что Вы есть и Вы живы!!!!
То, что Вы чувствуете - это нормально.
Вашей вины здесь нет.
Возможно Вы сами чувствуете, что надо жить дальше (и поэтому пишите про младшего сына). Вы очень хорошая мама, жена, бабушка. Вы нужны своим близким!!! и именно поэтому написали сюда, обратились за помощью. Вы молодец!!!!! Вы хотите жить!!!!! У любого человека это первостепенная подсознательная и сознательная так же потребность, это основной инстинкт!!!! И Вы хотите жить! Вам есть ради, а главное ради кого жить дальше.
Просто Вы боитесь. И это тоже нормально. Теперь предстоит научиться жить по новому, вернее вспомнить, как Вы жили раньше.
Жить!!! И счастье и радость еще будут, все впереди.
Вы осознаете, что понесли потерю. Важно не подавлять те эмоции, которые есть. Вам необходимо пережить все те эмоции, которые Вы чувствуете. Наблюдайте за ними. Можете даже проговаривать вслух - сейчас я чувствую то то и то то. Так постепенно Вы научитесь контролировать их. Вы управляете своими эмоциями, а не они Вами. Здесь очень важно отслеживать свои мысли. Светлана!!!!!!!!!!!!!!! ЗАПОМНИТЕ! ВАШЕЙ ВИНЫ И ВАШЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗДЕСЬ НЕТ!!!! ВЫ ничего не могли бы сделать!!!! Вы сделали ВСЕ, что могли!!! Вы молодец!!!! Да! Ваша жизнь теперь будет другой. Это то, что необходимо принять. Но она, жизнь у Вас есть!!! и все в Ваших руках!!! У Вас есть выбор!!!! Жить дальше и быть счастливой. видеть счастливыми своих родных и близких.... или.... медленно угасать, находясь в депрессии...
Когда почувствуете, что готовы, а это важно, то напиши, нарисуйте свою жизнь дальше. Опишите себя через 1 год, 2, 5.
НО! очень важное условие! Фантазируйте о счастливом будущем. Вашем будущем, где Вы счастливы и сама по себе и как жена и как мама и как бабушка.. Т.Е. МЕЧТАЙТЕ!!!! Помечтайте во всю мощь своей фантазии. Не ставьте никаких препонов. Может это даже будет фантастический рассказ (картина) о Вас в будущем. Пусть. Главное, чтобы Вы там были счастливы!
Переживая горе люди чаще всего проходят через несколько стадий горевания:
первая стадия - отрицание, Вам может казаться, что все происходящее нереально.
Вторая - переход от отрицания к злости. Вы можете искать виноватых. Иногда здесь еще начинают обвинять себя.
Третья - торг. Часто кажется, что можно все переиначить, как-то изменить. Своеобразный торг с судьбой, спор.
Четвертая - это депрессия. Вот на этой стадии часто люди застревают, особенно если не обращаются за помощью или не позволяют себе пережить горе, загоняют эмоции внутрь.
Пятая, последняя стадия - это принятие!!!
Это не значит, что Вы прекратите испытывать печаль, скорее это значит, что Вы достигли какого то душевного равновесия и готовы жить дальше.
Определите для себя дорогая Светлана на какой стадии Вы.
Можете найти статьи про эти стадии и советы как лучше всего на каждой стадии себя вести, чтобы легче пережить.
Конечно же только Вы знаете насколько Вам тяжело и насколько тяжела потеря. Навряд ли кто-то другой может точно это знать и чувствовать.
Тем не менее не изолируйте себя от других, от родных и друзей!!!!!!!
Общайтесь с теми, кто знает про Вашу ситуацию и кто близок Вам. Вам совсем не надо слушать других, слышать от них слова сочувствия и/или понимания. Вам самой важно выговариваться, Вам самой важно выплакать Ваше горе. Позвольте себе это!!!! В какой то день разрешите себе погоревать по полной. Рыдайте в голос, кричите, рвите все кругом, бейте посуду. Пусть все слезы, которые душат выйдут наружу. Пока не обессилети. вам важно выпустить боль наружу. Пусть.. пока внутри не наступит тишина и пустота. Потом Вы эту пустоту наполните любовь!!! Это очень важно!!! любовь и нежностью в первую очередь к себе, потом к родным - детям, мужу, внуку. Здесь очень важно одно условие. Вы разрешаете себе горевать по полной, но изначально сами себе ставите границы - сколько это продлится (часы, дни). Прям, как будильник, после звонка которого Вы прекращаете. И начинаете новую жизнь, начинаете уже наполнять себя. Наполнять любовью.
Вам важно с кем-то делиться, проговаривать все, что Вы чувствуете. Сейчас это делать чем чаще, тем лучше, чтобы выплеснуть все, что накопилось. Здесь может помочь и ведение дневника.
Подумайте, может быть Вам есть смысл найти группы, где люди переживают или пережили подобное. Общаясь там с теми, кто пережил или переживает подобное горе Вы почувствуете, что не одиноки, что это можно пережить. Очень большим ресурсом для Вас будет общение с людьми, кто пережил, кто справился!!!. Важно осознать, что жизнь дальше возможна и реальна.
После того, как будильник прозвенит Вам важно встать и начать что-то делать. Даже через силу. идите стирать - хорошо даже руками. Начните уборку. идите в лес гулять. Обязательно встать и начать что-то делать. сначала через силу. Потом легче будет и даже радостнее.
В конце письма Вы поставили вопрос. Вы очень нужны своему сыну!!! Ему скоро предстоит пережить подростковый возраст. И как бы не казалось, что он отделяется и не нуждается на самом деле он оооочень сильно нуждается в любви и поддержке!!!
Я желаю Вам справиться с переживанием и продолжить дальше счастливую жизнь. Вы очень сильная!!!!! Я верю в Вас!!!
Если у Вас будет потребность, то можете всегда написать мне на эл.почту. Я обязательно отвечу Вам!!!! Я с Вами!