Как вернуть целеустремленность и интерес к учебе, отношениям в обществе, к жизни в целом?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 21 и я студентка 4 курса. Дело в том, что с начала этого учебного года, с сентября, вернее, даже с августа, когда надо было делать учебную практику, чтобы сдать ее в сентябре, напрочь пропал весь интерес к учебе и желание что-либо делать. Вот просто не могу себя заставить что-либо делать, связанное с учебой (а теперь и не только) и все тут. Специальность творческая, и, в принципе, мне всегда нравилась. Но, именно учась в этом ВУЗе, я возненавидела ее. Учиться осталось всего ничего, чуть меньше двух лет. Разве что, если с дипломом не будет никаких проблем и не отправят в академку, добавляя еще год. Оплачиваю эту учебу не я, платит мама. Чувствую себя отвратительной, виноватой, глупой неудачницей. Если бы я только платила сама, забрала бы документы без раздумий. Из-за того, что накопилось большое количество заданий, не могу спать спокойно, но и пересилить себя не могу. Упущено очень много и я боюсь, что не успею разобраться толком, сделать все правильно. Хотя была, еще несколько лет назад, полна сил, стремления, увлеченности. Неплохо справлялась со всем... а теперь завидую немного одногруппникам, которые все делают, все успевают, не ноют и радуют своими успехами родителей.
Ну, и кроме того, на фоне всей этой несостоятельности с учебой пропал также интерес к различным увлечением, хобби, всему тому, что раньше мне так нравилось и радовало. Нет желания поддерживать старые дружеские отношения и заводить новые тем более. Может, даже, желание есть, но никак не получается воплотить его в реальность. Вот лежу ночью, думаю, с утра встану - проведу все утренние процедуры, приберусь, напишу старым подругам, с которыми давно не общалась, сделаю задания по учебе, почитаю книжку, прогуляюсь, потанцую и т.д. Порой подрываюсь, пишу список дел. Но, как итог, все утро не могу заставить себя подняться с постели, и лежу, смотря какие-нибудь сериалы до часов 14-15. Живу с мамой и бабушкой и просто вру, что пар нет, отменили. Иногда, на то, что попроще езжу, даже отвечала несколько раз.
Встречаюсь с молодым человеком продолжительное время, с ним чувствую себя комфортно и хорошо. Но о своих проблемах с учебой мне стыдно ему говорить, просто стыдно, так как он очень старался, когда учился. Нашел хорошую работу и все такое, а тут я - такая неудачница. Если я и говорила, что что-то не так, то в несерьезной форме "ай, как меня бесит наш универ!". Он меня всегда подбадривает.
Понимаю, что это не жизнь, а какое-то бесполезное существование. Да еще и на шее у немолодой матери.
Очень жалею о выборе специальности, на которую поступила. Поняла, что это совсем не мое. Хочется повернуть время вспять и сделать все по-другому. Не знаю, что же делать теперь, когда столько потеряно. Бросать навсегда и, приведя себя в порядок, выбрать другую специальность? Стиснуть зубы, пересилить и попытаться сдать эту сессию, а там, кое-как довести до диплома? Но в этом плане, я уже чувствую некую обреченность, ибо если я начну жать из себя, то в следующем семестре все еще хуже станет. Или нет? Забрать документы, привести себя в порядок, поработать, а потом попробовать восстановиться, если интерес вернется?
Автор вопроса: Мария Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Журавлева Ирина Сергеевна.
Давайте поставим во главу угла ваши истинные желания и намерения, потому что от этого зависит ваша дальнейшая жизнь, ее качество, отношение к самой себе, и никто кроме вас не примет решение о том, как вам поступить и какой вы получите результат.
Вы пишите: «Чувствую себя отвратительной, виноватой, глупой неудачницей. Если бы я только платила сама, забрала бы документы без раздумий.» Не нужно себя винить, укорять и унижать за то, что: «Очень жалею о выборе специальности, на которую поступила. Поняла, что это совсем не мое. Хочется повернуть время вспять и сделать все по-другому.» Время назад не возвратить, все что сделано, уже в прошлом. Извлеките полезный опыт и знания из последних 4-х лет жизни, он вам обязательно пригодится. Возьмите сегодняшний день за точку отсчета. Определите, что вы хотите сегодня, сейчас, к чему хотите двигаться, какова ваша цель. Примите четкое решение и действуйте незамедлительно. Если вы готовы оставить учебу, объясните это маме, объявите о своем намерении. Это может, конечно, создать конфликтную ситуацию и вызвать недовольство с ее стороны, но если вы готовы изменить свою жизнь, вам придется через это пройти. Если же вы не готовы это сделать, тогда разберитесь, почему у вас «…напрочь пропал весь интерес к учебе и желание что-либо делать. Вот просто не могу себя заставить что-либо делать, связанное с учебой (а теперь и не только) и все тут.» Возможно, вы просто устали и вам надо отдохнуть. Мозг так устроен, что когда наступает перегрузка нервной системы и истощается психическая энергия, он просто отключает организм от внешних воздействий, требуется перерыв и отдых. Кроме того, вы испытываете постоянное напряжение из-за внутреннего конфликта, которое отнимает у вас очень много сил. Пока вы не приведете в соответствие ваши желания с вашими действиями, невротическое состояние будет усугубляться. Этот конфликт нужно разрешить, прийти к пониманию самой с собой и делать то, что вам хочется.