Неумение общаться с людьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 31 лет. Я не умею общаться с людьми. Мне трудно знакомиться даже через интернет.
У меня всегда были проблемы в общении из за моей инвалидности (у меня парализованы ноги). В детстве, среди сверстников, я была очень замкнута. Мне казалось, что из за инвалидности я не могу быть никому интересна.
Такая неуверенность в себе сформировалась еще в детстве. Мои родители были очень авторитарные с гиперопекой. Все должно было быть только так, как хотят они. Вплоть до того, что на мне надето и какая у меня прическа. В быту за меня тоже старались делать все вместо меня. Я старалась что то сделать сама, а мне говорили вот, если бы ты ходила, а так сиди. Я чувствовала себя бесполезной и ни на что не способной. Поэтому я училась ухаживать за собой и следить за бытом, когда никого не было дома.
Нам было ничего нельзя из того, что позволено было остальным. За малейшую провинность нас с братом били. В нашей компании мы были как белые вороны. Но если у моего брата была возможность вести себя так, как он хочет в компании друзей. У меня такой возможности не было, я всегда была под контролем.
Я не спорила с родителями, т.к . всегда чувствовала себя виноватой за то, что такой родилась. Теперь я понимаю, что в этом была моя ошибка! Я только себя загоняла все глубже и глубже в свои комплексы. Теперь я понимаю, что молчать нельзя и за себя надо бороться. Я веду себя по другому. Но время упущено, я никогда не была в коллективе, в школе или институте. Да просто в компании молодежи. И часто я не знаю как себя вести. Каждый человек за время своего взросления проходит определенные стадии. А у меня этого не было, я не умею знакомиться, не разбираюсь в людях. Я боюсь, что из за своей наивности могу стать жертвой обмана! Поэтому боюсь с кем то знакомиться. Кроме того боюсь, что из за отсутствия у меня жизненного опыта буду не интересна. И это угнетает меня. К тому же из за того, что я редко бываю среди людей. Когда я общаюсь с незнакомым человеком меня охватывает паника. Я думаю что ему сказать, чтобы не выглядеть дурой. И что он обо мне подумает" - из за этого у меня начинает ломаться голос, и я не в состоянии это скрыть. Потом это проходит, но этот "переходной" период. Из за этого я нервничаю еще больше, мне стыдно из за таких проявлений, и я опять замыкаюсь. Подскажите как с этим бороться?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.
Здравствуйте, уважаемая Ольга.
Первое, что я почувствовала, прочитав Ваше письмо (после досады на стиль воспитания Ваших родителей), было восхищение по отношению к Вам. Вы бунтовали, но делали это не против чего-то, а ради себя. Вы самостоятельно проделали огромную работу, Вы не озлобились на мир, Вы не ищите оправдания. Вы всегда были живой и хотите продолжать быть такой и впредь. И еще кое-что, что меня в Вас восхитило: Вы отказываетесь быть жертвой. И это не смотря на инвалидность. Ольга, Вы понимаете, сколько абсолютно здоровых людей не могут похвастаться тем, что можете Вы?
Итак, у Вас проблемы с коммуникацией. Что вполне естественно, учитывая Вашу историю. Вы испытываете страх быть обманутой из-за того, что плохо разбираетесь в людях. Этот страх испытывают очень многие люди, даже те, которые обладают огромным опытом общения. Чтобы избавиться от этого страха рекомендую Вам почитать книги Чалдини, Шеина про психологию влияния и манипуляции. Предупрежден, значит вооружен. Так же можете почитать пикаперские сайты и форумы, если Вы боитесь быть обманутой мужчиной. Зная техники манипуляций людьми, Вы сможете обнаруживать и пресекать попытки манипулировать Вами, обманывать Вас или использовать. Однако, Ольга, откуда у Вас вообще взялся этот страх? Может, за ним скрывается нечто большее, что так же требует внимания и проработки?
Вы испытываете страх и панику, общаясь с человеком, так как кажетесь себе не интересным собеседником (что довольно сомнительно, ибо даже на меня Вы произвели впечатление волевого и разумного человека) и принижаете себя, превознося своего партнера.
Ольга, восприятие Вас другим человеком - это его ответственность. Но, когда Вы чувствуете себя неловко, неловко чувствует себя и Ваш собеседник. Соответственно, когда Вы открыты, доброжелательны и откровенны, скорее всего, Ваш собеседник захочет быть таким же. Слышали фразу "доверие рождает доверие"? Она проста в своей гениальности, ведь так работает любое ощущение, состояние или чувство, которое Вы испытываете с собеседником - оно передается и ему тоже.
Передав партнеру ответственность за Ваше восприятие, Вы освободитесь и сможете быть собой. Вы сможете вести себя свободно и спонтанно, зная, что то, как он к Вам отнесется - это его выбор, Вы же в свою очередь сделали все зависящее от себя.
Но волнуясь из-за того, что о Вас подумает человек, Вы лишаете себя радости открытого диалога. Вы не находитесь во взаимодействии с другим человеком, Вы находитесь в себе. Вы проживаете все свои страхи, опасения, вместо того, чтобы находиться здесь и сейчас. Расслабьтесь, Ольга, вступите в это взаимодействие. Реальность вряд ли может быть страшнее того, чего Вы боитесь.
Но я предлагаю Вам такое упражнение. В тихом и уединенном месте представьте, что Вы общаетесь с человеком, представьте, что происходит самое страшное, что только может произойти. Спросите себе, что будет дальше. И снова представьте самую страшную картину. Спросите себя, что будет дальше снова. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока Ваша фантазия не станет спокойной и умиротворенной и перестанет Вас пугать. Проживите свои страхи в своем воображении.
Доверять людям страшно. И открываться страшно. Здесь, как говорится, пан или пропал. Но это и есть жизнь. Осознавайте риски и выстраивайте общение. Ведь Вашей наградой может стать близкое и доверительное человеческое общение.
Успехов Вам, Ольга, я не сомневаюсь, что Вы все сможете. Если будут вопросы, пишите.