Спокойствие или жизнь с мамой.

Вопрос психологу:
Мне 17, и я только окончила школу. Проблема заключается в моей маме. Она уехала в другой город работать, когда мне было 6 лет, поэтому я привыкла без нее. Приезжала она раз в месяц или я к ней ездила. Сама мама из ряда "с тем не дружи, туда не ходи", т.е. она мне запрещает общаться с единственной подругой, что уже говорить о парнях, да и вообще об отношениях, просит показывать все переписки и фотографии, домой приходить в 6-7 вечера, в другие города не ездить, даже близкие, пытается контролировать каждый шаг и опекает как 10 летнего ребенка. Когда я попыталась хоть как-то намекнуть, что у меня должно быть свое личное пространство и я уже хоть и не взрослая, но и не маленькая, чтоб так со мной возиться, то все обернулось в скандал, в котором она только утверждала, что у меня нет своего мнения и меня кто-то подговорил так сказать, потому что мама у меня лучше других и заботится обо мне, при этом она перекривливает мои слова и корчит рожу, тем самым выводя меня. С детства она мне все запрещала, поэтому я стесняюсь говорить с незнакомыми людьми, боюсь говорить со взрослыми, такими как врачи, порой глаза начинают слезиться, про общение с парнями можно промолчать. Я закрытая и стеснительная и мне трудно побороть в себе это, но вот как полтора года я пытаюсь и у меня получается. Появился молодой человек, о котором мама конечно же не знает. Я прошу советов и прочего у другой взрослой женщины, подруге семьи, которая меня понимает и поддерживает. С мамой пытались многие поговорить: и эта подруга семьи, и сестра ее, и папа, но все зря, т.к. она все равно стоит на своем. Исходя из этого всего понятно, что мне легче жить не с ней. Сейчас стоит вопрос о поступлении. Папа сказал, что как только я уеду учиться, то платить за меня не будет, как бы он уже свое "отплатил". Мое финансовое обеспечение остается на матери, но во время других скандалов она твердит всегда, что я неблагодарная, хотя у нее сама ничего не прошу. Я с ней не ругаюсь, но она со мной да. Чаще я просто молчу или плачу, что она ненавидит и может за это ударить полотенцем по лицу. Потом обзванивает сестер и подруг и говорит, какой ужасный ребенок. Я хотела уехать учиться в Польшу (Я из Беларуси), но тогда мама опять может попрекать деньгами, даже может поехать со мной туда жить, также она может поехать со мной, если я поступлю в столицу. Она это объясняет тем, что "раньше я с тобой не жила, а теперь надо, чтоб я была рядом". Мне трудно будет с ней и трудно будет существовать за ее деньги. Есть вариант уехать в другой областной город в колледж, в котором учится мой дядя, куда мама точно не поедет. Как раз появилась возможность зарабатывать, и я не буду зависеть от мамы. Но она воспримет это в штыки, что я буду не рядом и что я сделаю так, как я хочу. Поэтому я мечусь в двух вариантах: поступить в Польшу, чем осуществлю свою мечту уехать отсюда, но за мамины деньги, к тому же с большой вероятностью, что она поедет за мной, поэтому придется терпеть ее, но без огромного скандала или поехать в Гомель, где уже есть квартира родственников, там учиться и жить, в это время зарабатывать, но последует огромный скандал, что я неблагодарная, что как это так и т.п. Я не знаю, как дальше.
Автор вопроса: Наташа Возраст: 17

На вопрос отвечает психолог Голодова Альмира Миралиевна.
Здравствуйте, Наташа!
Замечательно, что Вы работаете на проблемой замкнутости и стеснения и у Вас получается!
Давайте попробуем разобраться, почему мама ведет себя по отношению к Вам как родитель 10-летнего ребенка: "просит показывать все переписки и фотографии, домой приходить в 6-7 вечера, пытается контролировать каждый шаг и опекает, устраивает скандалы"?
До 6 лет Ваша мама воспитывала Вас. Затем вынуждена была уехать в другой город по работе. Сейчас она пытается компенсировать свои "материнские обязанности" по-своему. Поэтому это НАДО ей. Ваша мама эмоциональная + испытывает чувство вины перед Вами (может никому в этом не признаваться, в том числе и себе)+считает, что Вы принадлежите только ей (запрещает дружить, общаться с другими, боится потерять Ваше внимание). Свое поведение она оправдывает перед сестрами и подругами тем, что Вы - "ужасный ребенок", Вас еще надо воспитывать. О личном пространстве и молодом человеке не может быть и речи (не может принять то, что Вам 17 лет, Ваше взросление).
Вы привыкли обходится без своей мамы длительное время. Вы понимаете, что Вы - не маленькая, попытались маме "намекнуть" на это.
Как Вы реагируете на поведение мамы? Молчите или плачете, не выясняете отношений (конструктивно). С мамой говорили многие: и папа, и подруга семьи, но не Вы.
Сейчас Вам, Наташа, предстоит дальнейшее обучение. Вы стоите перед "камнем преткновения": Польша или Гомель? Зависеть от мамы или самостоятельно зарабатывать?
По сути, от мамы Вы зависите только финансово, так как поддержку, понимание и советы Вы получаете от подруги семьи.
Вы сомневаетесь во всем, мечетесь.
Чтобы мама приняла Ваше взросление:
- сначала Вам, Наташа, нужно самой определиться, чего Вы САМИ хотите. САМОЙ понять и принять свой выбор. Определить все "плюсы" и "минусы". Можно использовать таблицу для удобства.
- сказать твердое решение маме (без намеков, без капли сомнения), чтобы мама поняла, что Вы - взрослая и можете САМОСТОЯТЕЛЬНО принимать решения. И тогда вопросы контроля, упреки со стороны мамы могут постепенно отпадать (не сразу!).
От всей души желаю Вам, Наташа, успехов в Вашем выборе!