Подросток ворует деньги.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Мне очень нужна помощь. Мой муж и я попали в ситуацию, о которой и подумать не могли, теперь не знаем, что делать дальше. Наша семья благополучная и вполне дружная. Мы с мужем поженились в 21 год, нашему сыну сейчас 20 лет и дочери недавно исполнилось 14. Мы живем в Москве, работаем оба я и муж. В семье средний достаток - своя квартира, машина, выезжаем отдыхать за границу раза 2-3 в год. Всегда старались проводить время вместе, семьей. Недавно в доме начали пропадать деньги. Первый раз заметили летом - пропали 5 тыс. В то время мы ничего предпринимать не стали, подумали - может, что-то сами напутали. Надо сказать, что я очень неаккуратна с деньгами - не помню, сколько куда отложила, на что потратила. Зная эту свою особенность, я стала записывать все операции с деньгами. Но иногда, все же забываю. Ещё летом у меня была мысль, что взяла дочь - у неё стало появляться много новых вещей - мелочь - лаки, тетради, но много. Она сказала, что тратила отложенные на день рождения - ей часто родственники дарят деньги. Ну, не пойманный - не вор. Мы спросили, брал ли кто-нибудь деньги - сын и дочь сказали: нет, не брали. Дочь даже закатила истерику: как вы можете на меня подумать?
Месяц назад у меня пропали из отложенных 3500 руб. Долго обсуждала это с мужем, поссорились даже. Он не позволил говорить с детьми, сказал, может я невнимательно посчитала ( со мной такое бывает). Я снова стала тщательно записывать. Неделю назад недосчиталась 1000 руб. Опять ничего не предпринимали. Муж сказал - прячь деньги. Кого обвинять - сына? Дочь? Брал- то один, а обидишь обоих, к тому же я знаю своих детей - никогда не признаются добровольно, а как заставить я не знаю. Спрятала деньги. Забыла, что в комоде лежали мелкими около 300 евро с летнего отпуска оставались, я даже не помню точно сколько. Никогда не было нужды контролировать. Сегодня открываю страничку дочки в контакте (здесь нужно признаться, я тайком читаю её переписку, она очень отдалилась от нас последние пол-года, много времени проводит вне дома, я волнуюсь) В её сообщении подружке я прочла: " Немного опоздаю, нужно ещё поменять евро - папе зарплату выдали в евро". Побежала считать евро, действительно стало 240. Сколько было Точно - не помню. Но больше, чем сейчас. Все. Нужно принимать меры. Как с ней поговорить? Насколько серьезно наказывать? Говорить ли, что читаю её контакт? Как нам потом в глаза смотреть друг другу?
Пару слов о дочери. Отличница, самостоятельная и решительная. Серьезно увлекается английским, 9 лет танцует в коллективе. Но врет. Несколько раз ловили на вранье. Последний раз был серьезный разговор, обещала больше не обманывать. Может написать друзьям в контакте, что у неё бабушка при смерти, только для того, чтобы её пожалели. Около года стали её отпускать гулять с друзьями по Москве самостоятельно. Ребят мы знаем, все хорошие и из хороших семей. Обычно они просто гуляют и сидят в кофейнях, пьют вкусный кофе. ( я читаю контакт) Поэтому волноваться за "плохую компанию" не приходилось. А теперь она просто помешалась на друзьях. Там есть мальчик, я знаю, он ей нравится. Все время она проводит в телефоне, все свободное от уроков и доп. занятий время проводит с ними. Питается вне дома, в кафешках, с нами за два месяца сходила один раз в кино - обижать не хотела, даже к дедушке на день рождения не поехала. Я никогда силой не заставляла. Когда она была младше, всегда помогало просто поговорить с ней, она, иногда не сразу, но понимала ситуацию. Сейчас никаких разговоров не получается. Всегда крик : Вы меня не понимаете! И теперь пропажа денег. Я даже не представляю, как начать разговор, чтобы она не замкнулась ещё больше. Первый раз в жизни купили ей путевку на Новый год в лагерь, едет с любимыми друзьями. Раньше всегда Новый год встречали семьей. А Катя ни один день рождения не праздновала вне дома, всегда говорила: Мне с семьёй приятнее. Вот думаю, может лишить её этой поездки в лагерь? Но она будет нас всех ненавидеть. Что нам делать? Как правильно? Простите за сумбурное изложение, я очень волнуюсь. Надеюсь на вашу помощь. Спасибо.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Наташа, добрый день!
Вы сейчас очень напуганы и очень сильны Ваши переживания (это естественно!). Поэтому Вы видите как выход из ситуации такие действия - "серьезно наказать", "лишить поездки". Однако, Вы очень разумная мама и понимаете, что это может лишь ухудшить отношения с дочерью. Вы молодец, что не предприняли никаких кардинальных действий!
Давайте подумаем, что заставило Вашу умницу - отличницу дочь использовать ум в целях поиска денег? Для чего они ей? Что она хочет купить на них?
Я предполагаю, что чье-то внимание. Может быть этого мальчика, а может быть девочек, в компанию которых она хотела бы быть принята... И разве можно за это ругать?
Полезнее будет ответить на вопросы: Почему дочь думает, что с деньгами она им интересна, а без денег нет? Она так не уверена в себе? Здесь есть о чем подумать... И может быть Вам стоит глубже разобраться в проблеме, а не реагировать только на "верхушку айсберга" - кражу денег и обман. Понимаете, Наташа, Вашей дочке почему-то нужно внимание сверх того, что ей дают друзья и семья... Здесь еще предстоит работа!
Теперь же давайте поищем выход из этой конкретной ситуации. Говорить о том, что Вы читаете ее контакт не стоит, ей разве нужна сейчас эта правда? Это только увеличит психологическую дистанцию между вами. А Вам нужно как можно ближе быть к ней сейчас! Чтобы она видела в Вас подругу, а не только маму. Тогда ей легче будет переносить какие-то неурядицы с друзьями, она будет знать, что может с любой проблемой пойти к Вам и Вы ее ПОЙМЕТЕ.
Не бойтесь когда она кричит Вам эти слова. Она ими закрывается, как бы не дает Вам зайти к ней в душу глубже. Ждите когда дочь успокоится и сами продолжайте беседу по волнующему Вас вопросу. Только очень по-доброму и спокойно! Не насильничайте, и не забудьте "выключить училку"))))
Лишать поездки тоже не надо. Лучше вместе с ней обсуждайте, каких впечатлений она ждет, в чем поедет, чем может привлекать к себе внимание ребят и т.п. Старайтесь не навязывать разговор, а делать так, что он возник как бы между делом. Проявляйте спокойный интерес.
Деньги стоит убрать из доступа. А дальше наблюдайте. Может быть Вы заметите как дочка начнет искать другие способы быть интересной своим друзьям. А Вы будете ей помогать и поддерживать ее в этом! Незаметно для нее самой. Небольшие суммы на карманные расходы предлагайте сами: "Солнышко, вы пойдете сегодня гулять с ребятами? Может возьми деньги, зайдете в кафе, чаю горячего хоть попьешь! Холодно на улице..."
Наташенька, поймите, это возраст такой и его надо просто пережить! Я думаю, что у такой мудрой мамы все получится! Верьте в нее, в то, что Ваша дочь хороший человек! Как мама думает о ребенке, таким он и становится!))
Надеюсь, что смогла помочь Вам! Удачи!