Как узнать, чего я хочу от жизни?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Полина. Мне 17 лет. В этом году я заканчиваю школу. Сдаю экзамены. В следующем году нужно поступать в университет, но я еще не определилась с профессией. Изначально я хотела быть юристом и так у нас в школе есть направления я выбрала социально-правовое. Спустя полгода я поняла, что это не мое. Стоял вопрос о смене профиля, я так и не решилась, осталась, подумала, что возможно я привыкну или "стерпится слюбится". Этого не произошло. И по окончанию 10 класса я поняла, что вообще не хочу быть не только юристом, я не хочу быть вообще никем. Вот не хочу и все.
В школе оказывается огромное давление по этому поводу. Практически каждый день нас спрашивают о наших целях, о том чего мы хотим добиться. Мои одноклассники четко и ясно говорят чего они хотят и кем работать. Я в свою очередь остаюсь без ответа.
При этом я прекрасно понимаю, что в наше время нужно иметь какие то варианты по поводу своей жизни и своего будущего, но я абсолютно не хочу задумываться над этим. Я живу сегодняшним, меня вообще не волнует что будет завтра и кем я буду завтра.
Я представить не могу как я буду жить дальше, что будет со мной с таким отношением к жизни. В этом году мне нужно будет очень много потрудиться, так как я сдаю экзамены, поступаю в университет. Я этого очень боюсь и искренне не хочу. Готовится соответственно тоже. Повторюсь о том, что я знаю, что надо работать и без труда не выловишь рыбку из пруда.
Может причиной того что я не хочу является лень. Очень может быть. Хотя я замечаю, что моя лень проявляется тогда, когда я не хочу что то делать или когда меня заставляют делать. Например, то что задают в школе читать я не читаю, а книги не имеющие отношение к ней читаю с большим удовольствием.
Или это от неуверенности в себе. Я знаю, что она у меня есть. Побороться с ней я никак не могу. Я практически чувствую как моя самооценка и уверенность падает все ниже и ниже вместе с моими не сбыточными мечтами. Мне всегда казалось, что из меня ничего хорошо не выйдет. Большим умом или красотой я не отличаюсь. Хотя сама и не уверенна, что, что то из этого важно в жизни.
Часто случается, что я задумываюсь о смысле жизни, о бытие и впадаю в ступор от того, что не могу найти выхода из своей ситуации. Прихожу к выводу, что мне вовсе не нужно было рождаться. Почему меня вообще никто не спросил хочу я или нет. При этом о самоубийстве я не задумывалась, слишком пожалуй слаба, чтобы решиться.
Люди часто обращаются ко мне за советом и я помогаю им, при этом не могу решить собственные проблемы, связанные с очень важным моментом жизни- с будущим и профессией.
Я так же считаю себя очень инфантильной, чувствую, что во мне глубоко и надолго засел ребенок. У меня создается впечатление, что с возрастом я только тупею и "молодею", а не становлюсь мудрее. Раньше я считала себя ответственным человеком, на которого можно положиться. Думаю на меня и сейчас можно положиться, но уже ответственной я себя назвать не могу. Я не хочу отвечать за поступки, за слова. В последнее время я заметила, что живу на все готовое. В 17 лет я не умею ни готовить, ни убираться, я даже не могу погладить себе блузку, что можно говорить о чем то важном. Представить себе не могу, что я буду жить одна (чтобы куда то поступить придется уехать, так как в нашем городе некуда поступать) и отвечать за себя.
Вот я собственно и пришла к выводу, что от жизни мне ничего не надо. Не хочу нигде работать, ничему не хочу учиться. Не мотивирует даже тот факт, что я могу тупо стать бомжом или сидеть у мамы на шее, чего я точно не хочу. Хотя с моими взглядами мне светит что то из этого. Ведь деньги с неба сыпаться не будут.
Я знаю, знаю, что нужно учиться, трудиться, но я не хочу
Как бороться с тем, что я ничего не хочу я не знаю и как решить эту проблему тоже. Надеюсь вы мне чем то поможете. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Полина Возраст: 17

На вопрос отвечает психолог Васько Оксана Феликсовна.
Полина, добрый день.
Давайте по порядку:
Во-первых, Вы не ничего не хотите, потому что:
- Вы абсолютно точно хотите удовлетворять физиологические потребности (в еде, в сне);
- Вы хотите читать книги «не имеющие отношение к школе читаю с большим удовольствием»;
- Наконец, Вы хотите знать, как бороться с тем, что Вы ничего не хотите.
Во-вторых, кто Вам внушил вот это: «я прекрасно понимаю, что в наше время нужно иметь какие то варианты по поводу своей жизни и своего будущего» (кто Вам это сказал, что в наше время нужно? Кому нужно?), «я представить не могу как я буду жить дальше, что будет со мной с таким отношением к жизни» (будете жить, как все живут. Никто еще не умирал от того, что в 17 лет не мог определиться с тем, чем бы он хотел заниматься в будущем), «я знаю, что надо работать и без труда не выловишь рыбку из пруда» (надо не РАБотать, а трудиться, труд облагораживает, работа – это быть рабом кого-то), «мне всегда казалось, что из меня ничего хорошо не выйдет. Большим умом или красотой я не отличаюсь» (кто Вам сказал, что из Вас ничего не выйдет, тем более хорошего? Мама? Папа? Как определить, кто отличается умом и красотой, а кто нет? По каким параметрам Вы это можете определить?! Я вот до сих пор в 31 не могу сказать, кто красивый, а кто-нет, потому что нет шкал для измерения уровня красоты в человеке), «Я так же считаю себя очень инфантильной» (это точно Вы считаете?). Не буду цитировать все Ваше письмо, но настоятельно рекомендую сделать следующее: взять листок, разделить его пополам, справа написать все свои отрицательные стороны, после этого слева сделать то же самое – только положительные стороны (написать положительных черт нужно не меньше чем отрицательных), а потом рядом с отрицательными напишите, откуда они произрастают (кто именно считает Вас инфантильной, и что из Вас не выйдет ничего хорошего). Скорее всего, окажется, что Вас там нигде нет (Вы на самом деле так о себе не думаете), Вам так говорят (значимые люди), но это, я уверена, очень далеко от истины.
В-третьих, когда человек задает себе подобные вопросы «мне вовсе не нужно было рождаться. Почему меня вообще никто не спросил хочу я или нет» говорит о том, что Ваше рождение было не очень желанным, и Ваша мать, пока Вы находились в утробе, передала Вам это послание. Эти моменты надо прорабатывать с психологом очно.
Полина, есть у человека разные смыслы жизни. Я Вам рекомендую книжку (она для детей, но на самом деле, очень взрослая) Оскара Бренифье и Жака Деспре «Смысл жизни». Там один из смыслов жизни -помогать другим. Может быть, он Ваш ( «люди часто обращаются ко мне за советом и я помогаю им»)?
Полина, хорошо, когда в 17 лет все ясно, и вся жизнь лежит как на ладони, но так бывает крайне редко. Ваши одноклассники, возможно, тоже не своими желаниями делятся (а желаниями своих родителей). Можно пойти тремя путями (как минимум): поступить на юридический, закончить, поработать, понять, что это не Ваше (или Ваше) и потом, возможно, придет, Ваше, пойти к психологу и пройти тест на профориентацию (я бы в принципе рекомендовала Вам походить к психологу, чтобы он помог Вам разобраться в себе) или написать на листочке, что нравится делать, а потом (на другом листочке) написать все возможные профессии, которые приходят на ум, и посмотреть, какие из них наиболее полно совпадают с Вашими желаниями.
По себе могу сказать, что Вы сразу почувствуете, как встанете на правильный путь. Вы обретете душевное спокойствие. Я с 15 лет шла по неправильному пути, гонимая стереотипами и навязанными решениями (со стороны родителей, по большей части) и также рассуждала, как и Вы (зачем я появилась на этот свет), но в 27 лет я случайно открыла для себя психологию, и в тот самый миг я поняла, что наконец –то встала на путь истинный. Вы тоже найдете, у Вас есть внутренняя потребность к этому (хотя Вы это и отрицаете) найти этот путь, могу судить хотя бы по тому, что Вы в поисках ответа на волнующий Вас вопрос обратились за квалифицированной помощью.
И еще одну книжку почитайте (в качестве рекомендации) - «Путь художника». Думаю, что она Вас тоже подтолкнет к правильному выбору (обязательно делайте все, что там написано).
Удачи Вам. Дорога в правильном направлении всегда трудна (так же, как и дорога к Богу), но в то же время невероятно интересна. Опустить руки Вы всегда успеете, это от Вас никуда не денется. Но прежде чем это сделать - попробуйте изменить себя и мир вокруг.